- Майя, это правда, что, если бы не президент Татарстана, вас бы здесь не было? - поинтересовалась у пианистки корреспондент «Вечерней Казани» за несколько часов до концерта.
- Абсолютно точно! Я вам могу показать фотографию, где с вашим президентом стоит моя бабушка - Зифа Шайхетдиновна Хайруллина. Они сфотографировались в прошлом году в Минске: господин Минниханов пришел тогда в гости к татарской диаспоре. Мне мама потом рассказывала, что бабушка без остановки говорила президенту обо мне: что я великолепная пианистка с золотыми медалями международных конкурсов и что он просто обязан пригласить меня выступить в Татарстане. Ну, мы посмеялись и забыли. А где-то через месяц приходит письмо из Министерства культуры Татарстана, в котором говорится, что президент Минниханов приглашает меня в Казань дать концерт. Это было так удивительно!
- Получается, это ваша бабушка все устроила?
- Бабушка и президент устроили мне концерт в Казани. С моей бабушкой не надо никаких агентов.
- Почему она сама не приехала с вами в Казань?
- Я очень хотела, чтобы она побывала здесь, но она сказала, что боится потеряться в Москве, что не разберется с пересадками. Поэтому решила не рисковать и остаться в Минске.
- Майя, а сами вы где сейчас живете?
- В Лондоне. Уже года три я там, а до этого жила в Манчестере. Из Белоруссии я перебралась в Великобританию, потому что концертная сцена в Европе более развита, если так можно выразиться. А для того, чтобы получить международный опыт, засветиться на европейской сцене, Лондон - лучший город. Он как магнит притягивает к себе самых интересных артистов.
- Русских музыкантов там сегодня очень много, говорят.
- Это правда. Я, видимо, еще и поддалась этой моде. Потому что увидела, что из Москвы, например, многие талантливые музыканты едут именно в Лондон. А еще у меня так совпало, что я с детства учила английский язык, немецкий не знала, французский у меня был в зачаточном состоянии. Поэтому подала документы во все консерватории Великобритании. Во все, кстати, и поступила, но полную стипендию мне предоставляли только в Royal Northern College of Music в Манчестере, поэтому выбрала его.
- Ваш круг общения в Лондоне - это, в основном, русскоязычные люди?
- Вовсе нет. Круг общения у меня пестрый, интернациональный. Мои друзья - поляки, португальцы, японцы, литовцы... Все говорят на английском.
- Гражданство у вас все еще белорусское?
- Да, я гражданка Белоруссии, а в Великобритании мне дали вид на жительство.
- Майя, вы активно гастролируете?
- У меня были концерты в Италии, Франции, Германии. Англии, конечно же. После выступлений в России будет тур в Нидерландах... Но только своими концертами я зарабатывать еще не могу. Поэтому в Лондоне много работаю с вокалистами - играю концерты и репетирую с ними. И преподаю - даю частные уроки маленьким детям.
- Вы сами рано начали учиться музыке?
- С пяти лет. Я довольно расслабленно училась. И у меня не было сомнений, что однажды меня из музыкальной школы выгонят. Не выгнали, но после девятого класса я сама ушла из школы при консерватории - решила с музыкой завязать. Ушла в колледж искусств, где вместе с музыкантами учились художники. И вот там я «оттаяла»: попала к удивительному педагогу, который ничего от меня не требовал, а только разговаривал со мной о музыке и музыкантах. Внезапно мне снова стало интересно играть на рояле. И я уже осознанно поступила в Белорусскую академию музыки. Это было взрослое решение. Потом начались в моей жизни конкурсы, я их легко выигрывала, был даже азарт...
- А почему вы не участвовали в последнем конкурсе имени Чайковского в 2015 году?
- Хороший вопрос... Я участвовала во множестве конкурсов, и в какой-то момент они перестали быть для меня событием. Что касается конкурса имени Чайковского, то там же нужно играть очень много музыки Чайковского. А я только недавно поняла этого композитора, когда в прошлом году участвовала в международном проекте дирижера Семена Бычкова с симфоническим оркестром Би-би-си «Мой любимый друг Чайковский». Я там играла очень много музыки Петра Ильича, она перемежалась с чтением писем композитора к Надежде Филаретовне фон Мекк (читали актеры)...
- А вы следили за пианистами конкурса имени Чайковского? Вам это было любопытно?
- Все стали говорить тогда про французского пианиста Люку Дебарга. Естественно, я его послушала. Он великолепен, это правда. И он совершенно «мой» человек: в позднем возрасте решил стать музыкантом. Быть или не быть музыкантом - это решение невозможно принять в детстве, мне кажется.
- Вы уже репетировали с музыкантами оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова и наверняка можете сказать, совпадают ли ваши вкусы?
- Думаю, да. Маэстро Абязов - просто мировой! С ним очень приятно работать. У него все четко, по делу, спокойно и понятно. При этом музыкально. Я в полном восторге!..
Айсылу КАДЫРОВА
|