Зал встал. Два биса
29-й сезон La Primavera открывала двумя премьерами и своеобразным подношением природе. Концерт под названием «Природа в музыке и музыка в природе» был посвящен Году экологии в России и включал четыре произведения, которые так или иначе ассоциируются с природой. Причем, два из них исполнялись в Казани впервые. Это «Кукушка» Вивальди, где солистом выступил сам маэстро Абязов и «Ночная стража в Мадриде» Бокеррини.
Также прозвучали «Ночь просветленная» Шенберга и «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы, после которого публика рукоплескала исполнителям стоя. На бис оркестр исполнил два сочинения Чайковского из «Времен года». Кстати, все действо сопровождал видеоряд, а в приветственном слове дирижер даже призвал публику, которой такое решение кажется непривычным, просто слушать музыку с закрытыми глазами.
Программа вечера, которую исполнил оркестр, повторяла одно из прошлогодних выступлений La Primavera на фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге. Тогда казанский оркестр отыграл 8 концертов, всего же за три дня коллективы отыграли почти 100 концертов на 8 площадках, которые посетили свыше 27 тысяч человек. Идея фестиваля — в проведении музыкального марафона, посещение концертов на который будут финансово доступны любому желающему.
В Казани впервые прозвучит голос правнучки Шаляпина
— Рустем Юнусович, оркестр открывает 29-й сезон. Вас не пугает эта цифра?
Нет, наоборот, радует. Вот уже 29 лет оркестр существует, и не просто существует, а ведет себя очень деятельно, придумывает всякие выкрутасы, интересные программы и находится в очень хорошей форме. Мои дети еще довольно маленькие, а моему «детищу» — оркестру — уже почти 30 лет.
— Какие у вас ожидания от предъюбилейного сезона? Чем будете удивлять публику?
Задача всегда одна — играть хорошую музыку, и делать это все лучше и лучше. Сезон обещает быть очень интересным.
Мы все немного делаем с прицелом на следующий юбилейный сезон, о программе которого я уже серьезно начинаю думать. Нынешний сезон будет как затакт к юбилейному.
В этом году мы продолжим свои традиционные проекты. Так, 22 ноября состоится концерт «Десятилеточное братство», где в качестве солистов выступают выдающиеся мастера, когда-то закончившие Специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. На этот раз будут солировать Рэм Урасин (фортепиано) и Анна Мишарина (скрипка).
24 января состоится традиционный праздничный концерт «Звезды из завтра» с участием воспитанников детских музыкальных школ Казани. Этот проект приносит совершенно удивительные результаты. Будет представлен и новый цикл детского абонемента «Волшебный футляр» в Татарской государственной филармонии (концерты состоятся 3 декабря, 25 февраля и 22 апреля). Будет как всегда интересно — автор сценариев и режиссер Юлия Виват делает этот проект очень здорово.
1-е апреля мы отметим капустником «День дурака никто не отменял!», который пройдет 4 апреля. Весной состоится традиционный международный фестиваль L’arte Del Arco — уже шестой по счету.
В новом сезоне мы привезем в Казань много интересных солистов. 7 февраля мы дадим концерт «Приношение Шаляпину», солировать будет правнучка великого певца Ольга Орловская (сопрано, США). Впервые в Казани прозвучит ее прекрасный голос.
Кроме того, в течение сезона в Казань приедут солисты Денис Шаповалов (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка), Моника Лесковар (виолончель), Майя Иргалина (фортепиано), гитарист Артем Дервоед, Лея Чжу (скрипка) и многие другие.
Интересным обещает стать концерт 6 декабря «Музыка растаявших столетий» с участием ансамбля Canto Vivo, музыканты которого играют средневековую музыку на лютнях.
— Насколько я слышала, у оркестра запланировано небольшое турне по Татарстану…
Да, вместе с американским скрипачом-виртуозом Жилем Апапом. В прошлом году он выступал в Казани и произвел фурор. Это было что-то фееричное, даже мы такое редко слышим. Я предложил ему еще раз приехать с концертом в Казань — он согласился, причем поедет с нами еще и в тур по Татарстану. Кроме концерта в Казани, который состоится 20 октября, мы дадим концерты в Нижнекамске (21 октября), Иннополисе (22 октября), Альметьевске (23 октября) и Бугульме (24 октября).
Жиль Апап прославился на весь мир своими потрясающими каденциями к концертам Моцарта, где встречается джаз, этно, кантри, восточная музыка. Кроме того, что он прекрасно играет как классический скрипач, он потрясающе владеет всеми этими жанрами.
Он очень неформальный — выходит на сцену в пестрой гавайской рубашке, начинает играть, прямо выходя в зал, причем совершенно не то, что было объявлено. Потом органично переходит в то, что должно звучать. Апап ходит во время исполнения между оркестрантами, может сесть на краешек сцены и поговорить с публикой. Но это не эпатаж — все делает для лучшего восприятия музыки.
Роковая классика
— Будут ли в этом сезоне концерты, неизменно вызывающие ажиотаж широкой публики, вроде исполнения музыки The Beatles?
Мы все это приберегли на юбилейный сезон. В 30-м сезоне пройдет очередной «Абязов-фестиваль», который будет называться «РоковАя классика» или «РОковая классика» — как хотите ставьте ударение. Там будет взаимопроникновение рока и классики. Одна из программ будет посвящена The Beatles, другая — Pink Floyd. На одну сцену с нами выйдут три рок-группы из Казани и Москвы.
— Что позволяет не закостенеть, не почивать на лаврах, а все время придумывать что-то новое? Может быть, вас пугает определенное старение публики?
Безусловно, со старением публики связаны все. Но мы замечаем, что появляются и молодые лица. Кстати, меня радует, когда кто-то хлопает между частями — сразу видно, что пришел новый человек.
Мы предпринимаем попытки привлечь молодую аудиторию. Когда у нас был концерт с Митей Бурмистровым, все признавались, что такого количества молодежи этот зал еще не видел. Мы давали цикл бесплатных концертов по вузам с программой «Мелодии из мобильника».
Средняя зарплата музыкантов оркестра — 35 тысяч рублей
— Какова сейчас ситуация в оркестре с зарплатами, репетиционным залом и инструментами?
Репетиционные условия у нас замечательные. Нам выделили помещение, где сделали ремонт и создали домашние условия. Музыканты даже не спешат после репетиций сразу убежать домой, и это радует.
Что касается зарплат, то у наших музыкантов они выше, чем у многих, но ниже, чем в Государственном симфоническом оркестре Татарстана и оркестре Театра оперы и балета. Сейчас уже музыканты не особо перебегают в другие коллективы — у нас условия лучше, не такая нагрузка, нет постоянных переездов. В марте было серьезное повышение зарплат, что несколько умиротворило оркестрантов.
—Можете назвать среднюю зарплату музыкантов вашего оркестра?
Около 35 тысяч рублей.
— А что насчет инструментов?
Когда я встречался с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, он пошел нам навстречу, выделил деньги на покупку полного комплекта инструментов французских мастеров XIX века. У нас оркестр полностью укомплектован приличными инструментами и смычками.
— Со стороны кажется, что вы не тиран, а интеллигентный спокойный руководитель…
Так и есть. Хотя я могу быть довольно жестким. Считаю, что первое — это дисциплина. Но стараюсь работать нормальными методами.
— Как вы можете наказать оркестрантов? Рублем?
Практически никогда так не делаю. Словом только. Могу что-то попросить, сказать — пока помогает.
— Чем для вас является оркестр?
Детищем. Я его выпестовал, придумал, собрал, сделал и довел до очень высокого уровня. Наш камерный оркестр на сегодняшний день — один из лучших в России.
— Насколько я понимаю, вашему оркестру финансово тяжело ездить в гастроли, тем более, зарубежные…
Да, тяжело как с российскими, так и зарубежными гастролями. Нам просто на это никто не дает деньги. Зарабатывать деньги и самим тратить их на гастроли неправильно. Для того, чтобы гастролировали московские оркестры, существует дирекция музыкальных программ, и государство выделяет на эти цели колоссальные деньги. Хотят они куда-то поехать на гастроли — им выделяют деньги, и они спокойно едут. Госоркестр Татарстана с выделенным ему грантом тоже может позволить себе зарубежные гастроли, а у нас вообще нет ни копейки на эти цели. Нам дают только на зарплату и ЖКХ.
— Есть определенная зависть и чувство несправедливости, что кому-то дают деньги на гастроли, а вам нет?
Слава Богу, что хоть кому-то на это выделяют средства. Но вопрос в том, что такое финансирование должно быть и нам — оркестр должен развиваться, не сидеть на месте. Тем более такого уровня, как наш.
— Почему не получается сдвинуть этот вопрос с мертвой точки? Во что упирается вопрос.
Бьюсь уже много лет, и никак не удается решить проблему. Город не дает на это деньги. Они говорят, что у них нет средств.
Казани нужен новый концертный зал
— Сейчас обсуждается перспектива строительства в Казани нового концертного зала. На ваш взгляд, он нужен городу?
Конечно, нужен. Когда в миллионном городе фактически один зал, где можно давать концерты классической музыки, это несолидно.
— На ваш взгляд, какому залу стоит отдать предпочтение — концертному или многофункциональному?
Это должен быть концертный зал с несколькими залами разной вместимости — например, на 400 мест, 1 тысячу и 2 - 5 тысяч зрительских мест. Если зал будет многофункциональным, то классика уйдет оттуда. Мне нравится, как в Москве сделали Дом музыки.
— И последний вопрос. Главный дирижер ГСО Татарстана Александр Сладковский часто сетует на отсутствие современных татарских композиторов, которые могут написать достойную бисовку. На ваш взгляд, как сейчас обстоит дело с татарским сочинительством?
Ни шатко, ни валко. Каких-то особых прорывов пока не видно. Играть есть что. А вот кому и для чего — вопрос открытый.
Кристина Иванова
|