(Казань, 17 мая, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В казанском ГБКЗ имени Салиха Сайдашева камерный оркестр La Primavera дал предпоследний концерт сезона. Он был назван «Зажги свою свечу, неси свой свет». Большой неожиданностью стал выбор солистов Рустемом Абязовым: сегодня компанию La Primavera составили барды – композитор, исполнитель, лауреат Грушинского фестиваля Эльмира Галеева и широко известный в узких кругах мультиинструменталист Дмитрий Бикчентаев.
Опыт слияния бардовской песни с оркестровой музыкой – явление неуникальное, Америку здесь никто не открывал, заметил перед концертом сам маэстро. Однако опыт этот – достаточно редкий, а для казанского слушателя – и вовсе первый. Для Абязова сплавы стилей и жанровые эксперименты никогда проблемы не составляли. Напротив, художественный руководитель казанского оркестра каждый сезон удивляет публику новыми задумками.
Так, в октябре минувшего года в ГБКЗ состоялась мировая премьера рок-литургии легенды российского рока, экс-участника групп «Наутилус Помпилиус», «Ю-Питер» и «Аквариум» Олега Сакмарова и La Primavera – «Пантикапейский дневник», а уже в декабре того же 2016-го маэстро миксовал увертюры Моцарта и горловое пение на собственном «Абязов-фестивале».
Однако не все артисты так же легко решаются на подобные авантюры. Дмитрия Бикчентаева Абязову пришлось уговаривать несколько лет. Барду совсем не хотелось брать на себя такую ответственность и посвящать огромное количество времени и сил подготовке. Эльмира Галеева в рядах оркестрантов тоже новичок, но с ней, по словам маэстро, все было намного проще. Как водится, решил все случай.
«Я давно знаю Дмитрия Бикчентаева, слушаю его песни, пару лет я его уговаривал выступить с оркестром, но он как человек, непривыкший ко всему этому, отказывался категорически. Увлекся я в последнее время сплавами по реке Илеть, там два года назад мы познакомились с Эльмирой Галеевой. На сплаве я услышал первую песню в ее исполнении, это была, кстати, совсем не бардовская песня: "Аллилуйя" канадца Леонарда Коэна. Не дослушав ее до конца, я точно знал: она должна спеть с La Primavera. Ее не пришлось долго уговаривать. Она сказала, что это мечта всей ее жизни. Тут же и Дима был, он не устоял перед нашим натиском, пришлось, наконец, соглашаться. Возник наш триумвират, решили попробовать, как зазвучат бардовские песни под аккомпанемент камерного оркестра», – рассказал агентству Рустем Абязов.
Сам Бикчентаев признался, что причиной первоначального отказа от работы с оркестром стало понимание того, сколько нервных клеток и сил уходит на такие проекты. Выступать с группой, с которой был «накатан» уже не один десяток концертов, намного проще. Работа же с профессиональными музыкантами для представителей художественной самодеятельности – крайне ответственное дело, считает артист.
«Когда я знаю, что за мной сидит 30 человек, гораздо более грамотных в музыке, чем я, это волнует. Поэтому я всячески сопротивлялся, но Юнусович (Рустем Абязов – прим. Т.-и.) долго уговаривал, несколько лет. Подловили они меня на каком-то слове, пришлось соглашаться, – с улыбкой вспомнил бард. – Перед концертом гоняли программу, и могу сказать, что у нас получился какой-то американский мюзикл. В древней бардовской песне Розы Ченборисовой есть такие строчки: "Они в городах не блещут / Манерой аристократов. / Но в шумных концертных залах, / Где шум суеты затих, / Страдают в бродячих душах / Бетховенские сонаты / И светлые песни Грига / Переполняют их". Мой учитель и большой друг Сергей Никитин с большим удовольствием выступает с оркестром "Провинция". Можно сказать, что оркестр не глушит слово в бардовской песне, оркестр наоборот – его вытаскивает».
За кулисами эмоции переполняли Эльмиру Галееву. Внося последние штрихи в макияж и прическу, исполнительница поделилась большой радостью и переживаниями, которые произошли в ее жизни за последний месяц и волнуют артистку сейчас.
«Этот май мне, видимо, запомнится на всю оставшуюся жизнь. Сбылись обе мои самые заветные мечты: поездка в Грузию и выступление с оркестром, – рассказала она. – Мы с Дмитрием Андреевичем Бикчентаевым только что вернулись из Грузии, представляли Россию на международном фестивале с коллегами из Америки, Израиля, Германии и многих других стран. Сегодняшний концерт – мой первый опыт с оркестром и, надо сказать, опыт счастливый. Ощущения потрясающие: и талантливейший Рустем Юнусович, и удивительные музыканты преобразили, украсили песни, к которым слух уже привык. Сейчас они звучат совершенно по-иному. Я и сама отвлекаюсь, постоянно боюсь забыть слова, настолько это красиво».
Открывало концерт самое знаменитое танго мира – La Cumparsita уругвайца Матоса Родригеса. Вечер был разбит на два отделения. Латиноамериканские композиции сегодня вплетались в основную программу, основанную на стихах поэтов серебряного века и авторских композициях солистов. В первой части с оркестром дебютировала Эльмира Галеева. Чувственно и органично звучали слова Ахматовой, Цветаевой и Барковой в исполнении гостьи. Волновалась Галеева напрасно: ни одна строчка забыта не была.
Второе отделение было отдано Бикчентаеву. Зал услышал его авторские песни на стихи Юнны Мориц, Анны Русс и Давида Самойлова. Не выпуская из рук гитару, бард щедро делился с гостями вечера нескрываемым удовольствием от выступления. На бис под овации полного зала ГБКЗ артисты исполнили коэновскую песню «Аллилуйя», которая и стала всему причиной.
«У Эльмиры Галеевой очень интересные, красивые, мелодичные и оригинальные в своей мелодике песни, совсем не бардовские в привычном для нас понимании. Ее репертуару любой профессиональный композитор мог бы позавидовать. Дмитрий уже давно у нас считается классиком бардовской песни. Аранжировки специально для концерта писали Татьяна Ветлужских и Ильяс Камалов. Программа получилась очень красивой в части музыкального материала. О словах, текстах я уже и не говорю, у бардов, как правило, слова великих поэтов, – добавил маэстро Абязов. – В концерте также принял участие камерный хор "Гармония". Облачившись в музыку оркестра, это все поднимается на какой-то совершенно другой уровень».
|