Тюмень стала последним из 13 городов, в которых побывал казанский коллектив. Музыканты во главе с художественным руководителем и главным дирижером оркестра Рустемом Абязовым предложили публике совместить два вида искусства – музыку и кинематографию.
В первом отделении зрители смогли посмотреть анимационный фильм, созданный как иллюстрация к знаменитой сюите Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». В свою очередь композитор сочинил это произведение под впечатлением от выставки своего друга, известного архитектора Виктора Гартмана. Экспозиция открылась в мае 1874 года, уже после смерти архитектора, и просуществовала около месяца. На ней было выставлено около 400 работ, созданных Гартманом за 15 лет,— рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов. Из них в сюиту Мусоргского вошло 10 музыкальных образов – «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лимож. Рынок. Большая новость», «Катакомбы. Римская гробница», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» и «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
По этому музыкальному сочинению в разные годы сняли три мультфильма – в Японии, Франции и в СССР. Канадский вариант – самая свежая, четвертая, попытка постичь глубину образов, созданных Мусоргским.
Каждое движение на экране поразительно точно соответствует музыкальной ткани, музыка ювелирно вписана в оживший рисунок. Анимированные герои словно пытаются угнаться за ходом композиторских мыслей – торжественно-трагичный, тревожный и местами пугливый поход гнома, игра теней и света, навевающая легкую грусть воспоминаний о поиске и утрате, в туннелях «Катакомб» и в пролетах «Старого замка», переменчивое, но все же веселое настроение детей, не поделивших игрушку, тяжелый, гнетущий взгляд «быдла». К слову, в канадской зарисовке значение этого слова обретает двойной смысл: это и крупный рогатый скот, и бессловесные людские массы. Музыка и картинка, сливаясь воедино, рождают глубокие образы, о каждом из которых хочется поразмыслить. Пожалуй, это интересный и удачный эксперимент.
Во втором отделении вниманию зрителей представили документальный фильм-дипломную работу выпускника режиссерского факультета академии искусств Юрия Данилова. Короткометражка под названием «№9» повествует о творческих муках композитора. В главной роли ленты выступил сам маэстро Рустем Абязов. Как и в «Картинках с выставки», в фильме «№9» в диалог со зрителем вступает музыка. Так, в коротком метре звучит камерная музыка для струнного оркестра и рояля казанского композитора Леонида Любовского.
В завершении концерта публика услышала мелодии из популярных кинофильмов – «Пиши, не забывай» (из фильма «Веселые ребята»), Moon River («Завтрак у Тиффани»), «Три поросенка и серый волк» (пьеса на тему из мультфильма Уолта Диснея), «Песенка Элизы Дулитл» (мюзикл «Моя прекрасная леди»), Limelight («Огней рампы») и другие. Эта часть программы особо порадовала школьников, после каждой композиции они громко аплодировали и хором кричали: «Браво».
К слову, на этом концерте зрителей оказалось не так много, как могло быть. Тюменский вечер в формате кино наверняка мог сыскать большего внимания.
Оригинал материала: http://afisha.72.ru/text/freetime/213097885429760.html
|