Программа называлась "Отражения. Импрессионизм в музыке: до и после". Это был четвёртый концерт в рамках I передвижного музыкально-музейного фестиваля "Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края". Ранее в рамках проекта состоялись концерты оркестра в Национальном музее РТ, в мемориальном комплексе Марины Цветаевой в Елабуге и на острове-граде Свияжск.
Открытая в октябре в центре "Эрмитаж-Казань" выставка "Французские импрессионисты и их эпоха" вдохновила автора проекта "Колесница Клио" Рустема Абязова на программу, в которой музыка сочеталась бы с живописью.
На концерте побывала журналист Любовь Агеева.
Такое на концерте случается не часто. Когда не хочется, чтобы этим божественным минутам пришел конец — слушал бы и слушал; когда даже аплодировать долго боишься, чтобы не сокращать время общения с музыкой.
Информация перед каждым сочинением молодого музыковеда Даниила Топилина вовсе не лишняя, но ты радуешься, что ведущий не занимает много времени. Потому что снова и снова хочется окунуться в море звуков, рождающих настроение сродни блаженству. И не имеет большого значения, кто автор этих великолепных сочинений, в какую эпоху он творил и как жил.
Может, потому было такое настроение, что этот концерт оркестра "La Primavera" был, как любимая картина, вставлен в рамку конкретных обстоятельств, известных аудитории. Мы знали эпоху, в которую творили композиторы, увидели ее воплощение на живописных полотнах импрессионистов, которые привезли в Казань на зависть жителям других городов России.
Творческое самовыражение людей, живших в последней трети XIX – начала XX века, находящее в моей душе какой-то особый отклик, до этого вечера существовало отдельно. Были художники, которых я выделяла среди других живописцев (импрессионистов люблю с первого знакомства с творчеством Клода Моне); были композиторы, романтичная музыка которых заставляла думать о том, что душа – это не только философское понятие, но и нечто реальное, что может трепетать от удовольствия.
И вот впечатления объединись в одной концертной программе. Музыка звучала среди полотен импрессионистов. Они были совсем рядом, сбоку, за спиной. За оркестром в поле зрения слушателей были два знакомых портрета Пьера Огюста Ренуара. Создавалось ощущение, что изображенные на них мадам и мсье, которых художник изобразил на лестнице, вместе с нами слушают замечательную музыку их эпохи.
Дома я попробовала найти объяснение тому, почему мне так нравятся художники-импрессионисты и почему так близка музыка композиторов, творивших в ту эпоху. Нашла в Интернете публикации, дополнившие мои не такие уж глубокие познания о мире искусства, и, мне кажется, поняла.
Как журналист по складу характера и мировосприятия, я "работаю" даже тогда, когда отдыхаю. Наблюдаю, анализирую, оцениваю, нахожу объяснение происходящему. И с этим ничего не поделаешь. Ощущение, знакомое каждому моему коллеге.
И только в некоторых ситуациях словно выключатель какой-то срабатывает. Рациональное отключается, восприятие идет только на эмоциональном уровне. При этом одна картина, даже самая знаменитая, таких изменений не вызывает. Нужно полное погружение, какое я, например, испытала на выставке импрессионистов в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке. И теперь — повторение этого ощущения на выставке "Французские импрессионисты и их эпоха" в Казани.
Объяснение этого – в природе импрессионизма, когда художник сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения или настроения. Для мастеров этого художественного направления было ценно именно это мгновение.
"Это то потрясающее мгновение, которое глаз едва успевает зафиксировать и которое потом надолго остается в памяти как миг наивысшей гармонии. Мастера импрессионизма славились именно умением с легкостью перенести этот момент прекрасного на холст, наделив его осязаемыми ощущениями и тонкими вибрациями, которые со всей реальностью возникают при взаимодействии с картиной. Когда смотришь работы выдающихся художников этого стиля всегда остается некое послевкусие настроения".
Мысль при этом заменяется восприятием, рассудок – инстинктом – такое определение я прочитала в одной из искусствоведческих статей в Интернете http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/12aea3ca-3403-5729-4c5f-12f6d3bbd7a0/1012446A.htm.
Общеизвестно, что импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Отсюда особенность музыкального языка того времени, который очень хорошо передается именно камерным оркестром.
Уверена, что для такого восприятия концерта нужна еще одна составляющая — классное исполнение. Музыканты отработали всю программу с огромным вдохновением. Видимо, иначе в такой обстановке быть не могло. Впрочем, оркестр "La Primavera" всегда отличается высокопрофессиональным исполнением.
На этом концерте можно было убедиться, что у оркестра есть своя публика, которая готова идти на любой концерт, будь он в Большом концертном зале имени С. Сайдашева, в Актовом зале Казанского федерального университета или на новой площадке, мало приспособленной для концерта. (Замечу в скобках — акустика в залах центра "Эрмитаж-Казань" не вызвала нареканий ни у слушателей, ни у музыкантов, а значит опыт оркестра "La Primavera" можно повторить). На концерте было много казанцев, увидевших афишу оркестра при посещении выставки импрессионистов в центре "Эрмитаж-Казань".
В этот вечер прозвучали сочинения, в основном, известные. Камиль Сен-Санс был представлен пьесой "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных", Морис Равель – Фокстротом из оперы "Дитя и волшебство" (оркестровка Б. Гуревича), Гектор Берлиоз – Ракоцци-маршем, Жак Оффенбах – фрагментом из увертюры к оперетте "Орфей в аду" (оркестровка Р. Абязова), и это был прекрасный аккорд в завершение концерта.
Оркестр исполнил также Танцевальную сюиту Жан-Филиппа Рамо, Элегию для виолончели с оркестром Габриэля Форе (оркестровка А.Шуркина), Поэму для скрипки с оркестром Es-dur Эрнеста Шоссона (оркестровка И.Лермана). Были исполнены три сочинения Клода Дебюсси: "Кукольный кэк-вок" (оркестровка Б.Гуревича), "Прекрасный вечер" и "Лунный свет" (оркестровка Р. Абязова), трижды называлось имя Жоржа Бизе. Были исполнены Andantino и фрагмент из музыки к драме А.Доде "Арлезианка" (аранжировка Л.Розенблюма). "Хабанеру" в оркестровке Р. Абязова из оперы "Кармен" оркестр исполнил с молодой певицей — лауреатом международных конкурсов Екатериной Воронцовой, студенткой Казанской государственной консерватории.
Художественный руководитель оркестра и автор идеи необычного фестиваля "Колесница Клио" Рустем Абязов предстал перед слушателями в трех ролях: традиционном – как дирижер, а также как солист и аранжировщик. Он исполнил с оркестром два сочинения Дебюсси: "Прекрасный вечер" и "Лунный свет".
Стоит отметить, что в концерте были еще три солиста, очень тепло принятые слушателями: два виолончелиста оркестра – Адель Закиров и Михаил Исаханян, а также лауреат Всероссийского и международных конкурсов скрипач Роман Рогив, студент Казанской государственной консерватории.
Одна из моих знакомых, благодаря Рустема Абязова за доставленное удовольствие, отметила, что она впервые во время выступления оркестра находилась внутри него. И это правда — ощущение было, действительно, такое. Ведь музыканты находились в шаге от первого ряда импровизированного зрительного зала.
В этом еще одна прелесть концертов нового цикла, когда оркестр встречается со слушателями, что называется, глаза в глаза.
Концерт закончился приятной процедурой — начальник центра "Эрмитаж-Казань" Ольга Иосифовна Пиульская поблагодарила музыкантов за доставленное удовольствие (она была среди слушателей) и подарила оркестру на память о встрече каталог выставки импрессионистов.
На прощанье несколько слов о выставке. Как сказала Ольга Иосифовна, такой популярности ни одна из предыдущих выставок не знала. 22 тысячи посетителей — только за первый месяц работы. "Сейчас стало полегче — всего до 400 человек в день", — сказала она.
Я представила, как они умещались в этих залах, не таких уж больших, и порадовалась, что в этот момент меня там не было. Летом была в Лувре, где продралась к Моне Лизе только через 15 минут "ввинчивания" в толпу, благо экскурсовод дала нам эти 15 минут. Поинтересовалась, а сколько приходили на выставку в сентябре, узнала — по тысяче (!) в день. Много жителей Татарстана, гостей из ближних областей и республик, и не только из ближних. Вот это популярность"…
Желающие не только посетили выставку, но и послушали лекции. В течение трех дней в Казани выступала старший научный сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа Людмила Евгеньевна Торшина. Вот темы ее лекций:
12 ноября — "Против академизма и салонности за свободное искусство". 1850-60-е. (Курбе, барбизонцы, Мане, Дега)
13 ноября — "Восход солнца". Рождение импрессионизма". 1874-1886-е. (Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей)
14 ноября — "После импрессионизма". Свободное искусство". 1880-1890-е. (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек, искусство модерна).
Чтобы не пропустить такие важные события, следите за интернет-источниками, прежде всего за страничкой Центра на сервере "Казанский Кремль" http://www.kazan-kremlin.ru/museums/hermitage/и его аккаунтом в сети "ВКонтакте" — http://vk.com/club458001.
Фото Татьяны Токаревой, собкора федерального издания "ПОИСК"
|