Об ансамбле «НеЗаМи» (название родилось от первых слогов фамилий его участников Володи Ненастина, Диляры Залялиевой, Булата Минуллина) еще недавно мало кто знал. Первый концерт состоялся весной в «Циферблате» (Казань), последний по времени – осенью, по приглашению Сергея Когогина – в КДК КамАЗа (Набережные Челны).
На днях журналистов пригласили на репетицию La Primavera в Казанскую городскую филармонию. Пресс-служба оркестра сообщала, что будут присутствовать ученики известного музыканта, композитора Дмитрия Бикчентаева: «Он обучает детей-инвалидов по зрению игре на гитаре и других музыкальных инструментах по авторской методике. Для него эта деятельность сугубо благотворительная. Инструменты для ребят приобретают его друзья из разных стран…»
Концерт для шарманки с оркестром
Перед началом репетиции основатель оркестра, его художественный руководитель и дирижер Рустем Абязов рассказал: «Мы встретились с Дмитрием Бикчентаевым по поводу концерта с использованием музыкальных инструментов из его коллекции – достаточно экзотических. Обсуждали, например, как прозвучит шарманка с камерным оркестром. Кто может быть исполнителем? Разговор зашел о детях с инвалидностью по зрению, учениках Дмитрия. Подумалось: было бы здорово, если бы они сыграли парочку вещей в концерте».
Дирижер признался, что не вполне представляет, как пройдет совместная репетиция, но уверен: для начинающих невидящих музыкантов полезно общение с профессионалами, дающее возможность «пощупать» инструменты, которых они никогда не держали в руках… Ибо представление о жизни эти дети получают не только через слух, но и с помощью тактильных ощущений. «Они что-то хотят сыграть для нас», – добавил маэстро.
Описав преамбулу события, ощутила, как дрогнуло сердце: теперь от дежурной информации предстоит перейти к тому, для чего сложно найти адекватные слова в суховатом газетном формате. Пронзительная человечность происходящего между музыкантами и слепыми детьми трогала не меньше, чем великолепная музыка, исполненная в тот день: Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха и «Времена года в Буэнос-Айресе» короля аргентинского танго Астора Пьяццолло. Ведь что делает с нами великая музыка? Она овладевает душой – как любовь. Переживания настолько яркие и неуправляемые, что надо закрыть глаза – плотнее, чтобы не высыпались слезы.
В моей душе – больше, чем просто «спасибо»
Заговорить с Дилярой я попыталась еще в фойе. Девочка отвечала односложно, скупо. А когда я повторила попытку после репетиции, она щебетала, как птичка, делясь впечатлениями: «Я словно в новый мир попала! Когда слушала музыку, было чувство, как будто улетела куда-то – настолько это красиво, настолько по-настоящему… Мне очень понравилось, как на скрипке играли пиццикато – есть такой прием: не смычком, а щипком, зажимая струны, примерно таким же образом, как на гитаре. А контрабас! Я знала, он большой. Но оказалось – он огромный, два метра высотой. И смычок здоровенный: сначала я пыталась как скрипичным вести им по струнам – а там же по-другому надо! Мне концертмейстер Василий Шипов показал, как надо!»
Диляра играет на скрипке, гитаре и нескольких духовых инструментах. Она старшая в трио, ей уже семнадцать. Готовится к сдаче ЕГЭ и думает, как о счастье, о том, что ее жизнь будет так или иначе связана с музыкой. «Это все благодаря Дмитрию Андреевичу. Я говорила и еще сто раз скажу ему спасибо. Но в душе у меня гораздо больше, чем просто „спасибо“.
Примерно такие же впечатления были у 12-летнего Булата (в столь юном возрасте он уже играет на бас-гитаре, на гитаре, фортепиано, баяне, на колоколах сузуки). Он прекрасно осознавал, что выступать перед прославленным оркестром – это не то, что перед своими сверстниками… А 16-летнему Володе повезло, пожалуй, больше: он дирижировал оркестром! Рустем Абязов взял в свою руку Володину с дирижерской палочкой и – зазвучал Бранденбургский концерт гениального Баха…
«Накорми голодного – благодетеля твоего…»
Так говорили древние. Очень давно люди (пусть не все) постигли истину, что добро, сделанное другому, возвращается. Примечательно, что, рассказывая о том, почему три года назад взялся работать со слепыми детьми, Дмитрий Бикчентаев подтвердил эту истину. «В один непрекрасный момент у меня что-то сломалось внутри: не стало концертов, обрушился бизнес – впору было выходить на улицу играть в переходе… Но нельзя падать духом, жаловаться, всегда надо помнить о тех, кому гораздо труднее».
Слепота даже в древности не была окончательным приговором. Известны люди, которые благодаря своему таланту и помощи окружающих достигли больших высот в искусстве, науке, общественной деятельности. Среди них Гомер, Ванга, Джон Мильтон, Рэй Чарльз, Стиви Уандер, Николай Островский, Николай Лобачевский, Хорхе Луис Борхес, Андреа Бочелли и многие другие
Было время, когда у музыканта начало падать зрение: до -14 на одном глазу, до -19 на другом. Операции исправили положение: Дмитрий читает без очков. «Мне повезло. А этим детям – нет…»
В тот «непрекрасный» момент своей жизни музыкант давал интервью одному из центральных телеканалов. На вопрос журналиста, о чем мечтает, Дмитрий ответил: «Обучать музыке слепых детей». Сказано – сделано. Начал с двоих, а теперь у него на счету уже два десятка невидящих учеников. Признается, что работать с ними непросто. Они особенные дети, и часто основной недуг дополняется букетом сопутствующих…
Непросто было все, даже отучить себя говорить ребенку: «Смотри сюда», работать в тесном контакте, брать его руки в свои, ставить пальцы, своими руками через детские руки «делать музыку». Непросто было целый год еженедельно ездить в Лаишевский интернат для слепых детей – вот там как раз не получилось «вытащить» способности и интерес к музыке на должный уровень. Но неудачи – тоже стимул. Большинство учеников Бикчентаева нашли себя в музыке: «Я им дал навык игры на гитаре. В дальнейшем, если будут заниматься, будут двигаться дальше». Профессионалами, возможно, станут единицы, но дело же не в этом. Не только в этом, по крайней мере. Главное – сделать их жизнь полнее, радостнее, светлее.
К вопросу о том, что, прежде чем что-то получить, надо что-то отдать, – признание Дмитрия: «Как только занялся детьми, все повернулось в обратную сторону: никогда не было такого количества зарубежных гастролей: несколько десятков в год только в США». За 25 лет своей творческой деятельности он объездил с концертами 21 страну, особенно часто бывая в США, Германии и Израиле. А нынче отменил осенние зарубежные гастроли: в минувшую пятницу давал концерт в Новокуйбышевске, в воскресенье – в Самаре, на этой неделе в Сызрани, в Волжске, два концерта в Москве… И так далее – все распланировано до весны.
К суровой прозе
Но это не святочная история, где мы можем умиленно вздохнуть в финале. Это сейчас Бикчентаев с удовольствием поясняет музыкантам оркестра La Primavera, перед которыми выступает трио: «Гитара в руках Володи от Владимира Федоровича, флейта, на которой играет Диляра, от Эльмиры Галеевой, все колокола – перкуссионные и сузуки – подарок американских музыкантов. Подарок Анатолия и Ирины Заярузных со товарищи, и стоят эти колокола несколько тысяч долларов».
А помните, что начинал Дмитрий Андреевич работу с детьми не в самое удачное время своей жизни? Тогда не на что было купить гитары для детей. Настраивать школьное фортепиано и то пришлось из своего кармана – школе слепых и слабовидящих детей на это средств не отпущено! Иногда нужно было брать уроки, например у педагога по духовым инструментам. А тот не мог позволить себе ездить в Залесный и давать уроки бесплатно. Бикчентаев доплачивал, часто благодаря друзьям – числу и отзывчивости которых можно завидовать…
Местная власть не выделила на эту работу с детьми-инвалидами ни копейки. «Подавал заявку на грант; деньги на социальный проект просил небольшие: 30 тысяч рублей. Не дали. И на следующий год – тоже». В этом году третья попытка, но заявка на грант по обучению слепых и слабовидящих детей игре на музыкальных инструментах уже подана в Министерство культуры России.
«Если нам его дадут, моя жизнь изменится – брошу заниматься бизнесом, ограничу по возможности концертную деятельность. Мы же в обучение детей уже вложили большие деньги… Я хочу показать, что есть методика, которая способна дать инвалиду другую жизнь, творческую. В каждой школе для слепых детей должен быть штатный преподаватель, который ведет музыку. Сейчас в связи с копеечными зарплатами найти педагогов сложно. Но, когда они получат зарплату и методику, как обучать игре на музыкальных инструментах кратчайшим путем, дело сдвинется, – говорит Дмитрий. – Нужно будет провести несколько семинаров, провести показательные уроки со слепыми детьми, отснять видео, как брать руку, ставить пальцы, на что обращать внимание, если есть какая-то сопутствующая болезнь, как подавать инструмент и вообще как добиться результата».
Положение инвалидов в нашей стране плачевно, считает подвижник. «Я много езжу и могу сравнивать: за рубежом инвалиды живут полной жизнью наравне со всеми, они везде. У нас же их отучили выходить на улицу. Сейчас начались кое-какие подвижки, но именно кое-какие и кое-как.
А у казанской школы слепых и слабовидящих свои проблемы. На репетиции был поднят вопрос о том, что детям необходимо специальное оборудование для игры в теннис, но его нет. А говорят о спорте, Паралимпийских играх, о здоровье, воспитании. Если бы не спонсоры, инвалиды бы сидели в школе на полу. Большинство финансовых вопросов решается с помощью родителей и, конечно, спонсоров».
Надо сказать, на репетиции заговорил о теннисе Рустем Абязов. Цена вопроса – 28 тысяч рублей. «Давайте скинемся?» – обратился маэстро к коллегам…
|