- Этот фестиваль мы проводим второй раз. Благодаря поддержке Министерства культуры РТ в этом году состав участников расширен. Пригласили восемь музыкантов с мировыми именами. Не обходится без премьер произведений современных композиторов. Сюрпризом станут татарстанские и российские премьеры некоторых произведений. Даже для меня многое будет открытием, поэтому я сам с нетерпением жду каждого концерта, - рассказал художественный руководитель фестиваля, худрук Казанского камерного оркестра La Primavera, заслуженный деятель искусств России, народный артист и заслуженный деятель искусств РТ Рустем Абязов. - Настоящим подарком станет выступление Rastrelli Cello Quartet, в состав которого входят Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев и Сергей Драбкин. Это молодые харизматичные люди, которые на виолончели играют любую музыку, - от барокко до рока.
- Виолончель может играть все?
- Да, "Виолончель может все!" - девиз квартета. И своим творчеством они доказывают это. Квартет очень востребован в мире. Сейчас музыканты живут в Германии, мы с ними связались по интернету. К счастью, оказалось, что в эти дни они как раз свободны и смогут приехать в Казань.
- Почему молодые талантливые музыканты уезжают из России?
- На Западе больше возможностей для творческой реализации. Да и зарплата там гораздо выше. Все это создает престиж профессии. У нас престиж пока невысокий. Когда я работал директором музыкальной школы, мы пытались собирать талантливых ребят по районам. Родителей в первую очередь интересовало, сколько получает музыкант. Я честно отвечал: 120 рублей в месяц. Они махали рукой: "Ну нет, он на тракторе в два раза больше сможет зарабатывать!" И сегодня ситуация, к сожалению, осталась такой же. Музыкантов, которые получают достойную зарплату, достойные гонорары, - единицы, а остальные живут совсем небогато. Талантливых нужно раскручивать. Без этого практически невозможно подняться на мировой уровень. Но у нас института менеджмента пока нет, он только-только начинает развиваться.
- Фестиваль будет открывать новые звезды?
- Наша цель - привлечь внимание к смычковым инструментам, популяризировать их. Мы, к сожалению, не можем похвастаться тем, что современная казанская скрипичная школа находится на международном уровне, хотя потенциал есть. Но для этого нужны стимулы. И когда к нам приезжают музыканты с мировыми именами, это очень стимулирует. В рамках фестиваля пройдут бесплатные мастер-классы. Никто из наших гостей не отказался пообщаться с учениками специальной музыкальной школы. И для педагогов это огромное подспорье, потому что вариться в собственном соку и не видеть, не ощущать мировых музыкальных тенденций довольно опасно. Можно считать, что ты все правильно делаешь, а на самом деле быть на задворках исторического процесса.
- Многих волнует вопрос, появятся ли у La Primavera новые музыкальные инструменты.
- В этом году оркестр получит новые инструменты, приобретенные на средства, выделенные Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Думаю, оркестр приобретет совсем другое звучание.
- Интересно, сколько времени необходимо, чтобы найти общий язык с новым инструментом.
- Это все индивидуально. Кому-то требуется минут 15 - 20, кому-то - несколько дней или недель. А вот Граф Муржа, например, может сразу, без подготовки, сыграть на любой скрипке.
- Рустем Юнусович, вашему сыну Фархату 10 лет, но он уже выступает на сцене. Это ваше решение, чтобы он стал музыкантом?
- Нет, мы с женой на этом не настаиваем. Захочет - бросит. Я даже сам ему много раз предлагал: "Бросай музыку, ну зачем это тебе?" Он помолчит, подумает и снова идет на репетицию. Это его выбор. Сын - человек творческий и увлечен не только музыкой, но и актерством. Он ходит в театральную студию при лицее. Обожает выступать, это его стихия. На сцене он чувствует себя очень уверенно, умеет собраться перед выходом, а это очень важное качество для артиста. Кем он будет - музыкантом или драматическим актером - решать ему.
|