Эльмира Галимова - член Союза композиторов России и Татарстана. Окончила Казанскую государственную консерваторию (академию) им. Н.Г.Жиганова по специальности "Композиция" (класс профессора Бориса Трубина). Участница многих международных форумов и фестивалей современной музыки. Лауреат I Международного конкурса композиторов им. Н.Г.Жиганова. Премьеры ее произведений звучали в Казахстане, Италии, Германии, Словакии.
В 2013 году Эльмира Галимова была удостоена молодежной Республиканской премии им. М.Джалиля за музыкальную драму "Зэйтунэкэй" по сценарию Рабита Батуллы, которая идет на сцене Татарского ТЮЗа им. Г.Кариева, ораторию "Изге ядкэр" и арт-оперу "Соембикэ канаты".
Серьезно занимается научно-исследовательской работой. Является научным сотрудником отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ и работает над кандидатской диссертацией.
Скоро в Казани композитор представит смелый музыкальный эксперимент "Салям-Шолом!" - музыкальный диалог Татарстана и Израиля. Это совместный авторский концерт Эльмиры Галимовой и всемирно известного композитора, дирижера Беньямина Юсупова.
- Эльмира, как возникла идея необычного проекта "Салям-Шолом!"?
- Мы с Беньямином Юсуповым познакомились на фестивале "Европа-Азия", и с тех пор у нас началась творческая дружба. У него возникла идея создать совместный авторский концерт. Я была польщена его предложением и начала работать над этим проектом. Это своеобразное музыкальное приветствие двух национальных культур - Израиля и Татарстана. Сочинения, написанные мною, в этой концертной программе прозвучат впервые. Это мировые премьеры, которые будут исполнены камерным оркестром La Primavera. Безусловно, мои слова благодарности безграничны в адрес Рустема Юнусовича Абязова, художественного руководителя оркестра, тонкого музыканта, маэстро в самом широком значении этого слова.
В проекте "Салям-Шолом!" свои произведения Беньямин Юсупов будет дирижировать сам, и это будут уже очень известные произведения, исполненные во многих странах.
- В предстоящей программе прозвучат ваши новые сочинения для оркестра с баяном, для двух флейт, а в сочинении "Музыка-метафора" задействованы индийские таблы, гармоника, виолончель и флейта. Как удается такие разные инструменты заставить звучать в унисон да и еще сочетать их с традиционной татарской мелодикой?
- Мне интересно экспериментировать. А что касается баяна, то для многих покажется особенно странным сочетание баяна и камерного оркестра. Баян с оркестром звучит очень неожиданно, свежо. Не знаю почему, но сегодня мало кто из композиторов пишет для баяна. Для этого инструмента просто нет современного репертуара, и мне хочется открыть баян по-новому.
- Планируется ответный концерт "Салям-Шолом!" в Израиле?
- Надеюсь, что продолжение проекта будет.
- Эльмира, интересно, насколько сложно сочинять музыку для оркестра.
- Это титанический труд и большая ответственность. Придумать тему - это не самое сложное, к тому же я научилась писать музыку без инструмента.
- А разве такое возможно?
- Так сложилось, что мой папа 9 месяцев лежал в больнице, я за ним ухаживала. Тогда я училась на 5-м курсе, мне надо было писать диплом. Пришлось учиться писать без инструмента, слушая только свой внутренний слух. Чтобы исполнить сочинение, нужна партитура, в которой музыка изложена по партиям для каждого инструмента, например, в симфоническом оркестре инструментов более ста. Потом эти партии нужно распечатать, проверить каждую партию, нет ли там ошибок, потому что компьютерная программа может просто пропустить какие-то нюансы, штрихи... И таких деталей и мелочей очень много, но это наша работа. Совместная работа с оркестром и солистами - это самый ценный опыт в творчестве композитора.
|