Необычная постановка посвящалась 225-летию поэта Пушкина. Проект был подготовлен в содружестве с казанским камерным театром «Сдвиг». Спектакль прозвучал с музыкальными иллюстрациями советского композитора-классика Георгия Свиридова, автора знаменитого марша «Время, вперед!» (является заставкой к легендарной новостной телепрограмме «Время»). При этом музыканты La Primavera под управлением своего дирижера и художественного руководителя Рустема Абязова впервые исполнили все части этого цикла, в том числе малоизвестные.
Четыре представления на тему поэзии
Премьера спектакля стала заключительным аккордом традиционного, девятого по счету «Абязов-фестиваля». Напомним: этот музыкальный форум – один из наиболее ярких и любимых публикой проектов оркестра La Primavera – проходит один раз в два года и становится заметным событием в культурной афише Татарстана. Маэстро Абязов обычно всегда старается придумать для фестиваля совершенно особую программу, расширяющую привычные строгие рамки академической музыки.
Следуя традиции творческой коллаборации, «Абязов-фест» объединяет разные виды искусств – музыкальное, театральное, хореографическое, живописное, музейное, и жанры: классику, джаз, рок, этно, живопись, песочную анимацию, художественное слово. Фестиваль-2024 прошел под знаком поэзии, его темой стало «Музыка слова и поэзия музыки». Работники Татэнерго стали гостями всех его четырех представлений.
Как всегда, IX «Абязов-фестиваль» проходил в ГБКЗ им. Сайдашева с 29 ноября по 13 декабря. В первый премьерный вечер, 29 ноября состоялся концерт, посвященный 35-летнему юбилею оркестра. Композиторы, живущие в Татарстане, по предложению Рустема Абязова специально для этого концерта написали сочинения, посвященные оркестру, а поэты сочинили стихи.
На втором концерте «Больше всего на свете я любил музыку» - а он прошел 9 декабря - принял участие известный актер, народный артист России Евгений Князев. Вечер был посвящен творчеству Бориса Пастернака. Сценарий программы написал московский драматург Константин Рубинский. Программу, уже прозвучавшую ранее во многих городах России, была представлена в столице Татарстана впервые.
В тот вечер оркестр La Primavera создал неповторимое музыкальное сопровождение. Это было невероятно интересное сочетание музыки и слов – яркое, красивое и насыщенное. По отзывам зрителей, оркестр звучал очень хорошо, каждый инструмент гармонично вписывался в общую картину, создавая атмосферу, полную эмоций и глубины.
А вот 11 декабря на концерте «Восточная рапсодия» (название не случайно - концерт прошел с уклоном в татарскую специфику) в сопровождении La Primavera программу вновь прочитал народный Евгений Князев. Сценарий также написал Константин Рубинский. Прозвучали литературно-музыкальные композиции на стихи таких известных татарских поэтов, как Габдулла Тукай, Мажит Гафури, Закир Рамиев (Дардменд), Сагит Рамиев и другие.
В рамках фестиваля были даны два концерта в музеях Казани – Боратынского и Тукая.
Наконец, спектакль «Метель» 13 декабря стал заключительной, шестой частью «Абязов-феста». Это новаторское представление – не просто культурное событие, а еще и настоящее откровение, позволяющее глубже понять и почувствовать произведения великих поэтов и композиторов.
Коллаборация со «Сдвигом»
«Метель» была поставлена в содружестве с малым театром «Сдвиг», и в премьере ощущаются новаторские, «иммерсивные» штрихи. Часть представления была вынесена за пределы сцены: актеры спускались в зрительный зал, ходили по рядам, нередко обращались с репликами напрямую к зрителям, на сцене стояли экраны, на которых был представлен дополнительный видеоматериал. Основные герои смешались с рассказчиками. Рассказчики-ведущие вели диалог с дирижером, которому уготовили отдельную роль (священника), втянув его в непосредственный ход сюжета. Несколько раз рассказчики уговаривали дирижера вновь и вновь исполнить удивительно «Зимнюю дорогу», которая сопровождался игрой прожекторов и софитов, падающим сверкающим «снегом», что создавало ощущение сказки.
Также некоторые актеры позволяли себе реплики, которые на первый взгляд выглядели очевидной импровизацией, иногда – этакими приколами, шутками или даже прямой апелляцией к сидящим в зале. Актриса в роли Марьи в шутку сыграла с оркестром «Собачий вальс», тыкая пальцем по клавиатуре фортепиано. И главное - это постоянное сопровождение с удивительно аутентичной музыкой Свиридова.
Жанр новой постановки режиссер Михаил Волконадский спектакля определил как фантазии и сны. Ведь в режиссерской версии спектакля мы не просто следуем за пушкинским сюжетом, но вместе с героями пытаемся ответить на, пожалуй, главный человеческий вопрос: если каждый из нас – сам кузнец своего счастья, то почему оно не всегда приходит таким, каким видится каждому из нас?
Из всех пяти «Повестей Белкина», частью цикла которого «Метель» является, она менее всего «избалована» вниманием театральных и кинорежиссеров - вероятно, потому, что Пушкин в ней озвучивает свои вопросы, но ни на один из них не дал готовых ответов-рецептов. Но, в то же время, именно мистичная природа самой повести и создает ту уникальную, неповторимую атмосферу сценического вихря, в который погрузились зрители.
Несколько слов о театре «Сдвиг». То, каким его знают казанцы сейчас, две его линии развития: выпуск студентов Казанского института культуры мастерской, среди которых числился Михаил Волконадский (он был генеральным продюсером «Сдвига»), а также создание коллектива «Сдвиг по фазе» в студенческом клубе Казанского энергоуниверситета в 1996 году под предводительством супругов Галицких.
Первые попытки объединения двух малых трупп были предприняты еще в 2008-м, но кризисные времена помешали тогда довести желаемое до конца, и «летоисчисление» жизни современного «Сдвига» начнется несколькими годами позже, когда труппа артистов станет выходить в город с уличными спектаклями.
Так, свое начало история нынешнего камерного театра «Сдвиг» берет в 2014 году, когда труппа «Культурного сдвига» выходила на улицы города, представляя первые проекты такого рода в столице Татарстана.
Первое пространство театр обрел на чердаке бывших конюшен на улице Бурхана Шахиди в 2017-м, где, быстро освоившись и набрав популярность, «сдвиговцы» получили предложение от собственника здания на ул.Лобачевского, 11/27, где сейчас и расположился камерный театр. С тех пор в театре сыграно восемь полных сезонов.
Исполнены все девять частей сюиты
«Метель» – программная оркестровая сюита Георгия Свиридова, написанная в 1974 году. Создана на основе музыки к одноименному кинофильму, снятому по повести А. Пушкина из цикла «Повести Белкина» (1831). Сюита состоит из девяти частей: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». Новаторство наынешней премьеры, помимо сказанного выше, состояло и в том, что в этот вечер были все «за раз» исполнены, что происходит крайне редко.
Сюита была написана для тройного состава оркестра с двумя арфами, фортепиано и расширенной группой ударных (колокольчики, челеста).
Сюжет собственно спектакля «Метель» полностью следует за содержанием повести Пушкина. Вот эта история вкратце.
Конец 1811 года. Дочь богатого помещика, 17-летняя Марья Гавриловна, влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Родители девушки против этого брака, поэтому запрещаются влюбленным видеться. Вопреки запретам, Марья и Владимир тайно встречаются. Наконец девушка соглашается тайно обвенчаться и бежать из дома.
Начало 1812 года. В ночь побега на дворе бушует метель. Марья в тайне от родителей уезжает из дома в церковь в соседнее село. Владимир выезжает отдельно от нее на своих санях. Из-за метели он сбивается с пути и долго ищет дорогу.
Пока Марья ожидает Владимира в церкви, туда входит заплутавшийся по дороге молодой гусар Бурмин. Он видит, что готовится тайное венчание. Ради шутки Бурмин выдает себя за жениха. Священник проводит обряд венчания. После венчания Марья смотрит в лицо «мужу» и видит, что ее обвенчали с незнакомцем («Это не он!»). Марья возвращается к себе домой. Под утро добравшись до церкви, Владимир узнает, что Марья обвенчана с незнакомцем.
От переживаний Марья заболевает и находится при смерти. В бреду она говорит о Владимире. Видя страдания дочери, родители смягчаются и решают дать согласие на брак с Владимиром. В тайне от дочери, они приглашают жениха к себе. Но тот наотрез отказывается. Он знает, что Марья обвенчана с другим. Убитый горем, молодой человек уезжает в действующую армию (началась Отечественная война 1812 года). Осенью, получив тяжелое ранение в сражении под Бородино, он погибает. Марья свято хранит воспоминания о Владимире и долгое время не смотрит на других женихов.
После смерти отца Марья с матерью переезжают в другое поместье. На новом месте Марья знакомится с молодым офицером Бурминым. Герои нравятся друг другу. Бурмин признается Марье в любви, но говорит, что не сможет жениться на ней, потому что уже… женат. Он рассказывает о том венчании с незнакомкой в метель.
Марья узнает в его словах собственную историю. Она признается, что она и есть та самая незнакомка из церкви. Услышав это, Бурмин падает к ногам Марьи.
Порой большую роль в судьбе играет случай
Пафос «Метели» состоит в том, что человек не способен выбирать свою судьбу. Зритель задумывается над тем, что жизнь зависит от многих факторов, которые невозможно предусмотреть. Непредвиденные события нередко с легкостью разрушают то, что строилось не один день.
В данном случае, венчанию двух молодых людей помешала метель, замела их дорогу к счастью. Но, обвенчавшись со случайным человеком, героиня, как оказалось в дальнейшем, нашла свою судьбу.
В произведении поднята тема мистицизма, рока, случая в судьбе человека. Марья Гавриловна была уверена, что по легкомыслию сломала свою жизнь. На деле же выяснилось, что именно благодаря той роковой метели ее жизнь изменилась к лучшему. Вмешательство высших сил освободило ее от брака с Владимиром, навсегда связав с Бурминым, которого впоследствии она полюбила всем сердцем.
Также основная идея повести – юношеская горячность в первой любви может привести к неожиданным и даже печальным последствиям.
Заставив глубоко задуматься о вечном, спектакль обратил на себя внимание своей недоговоренностью. Зрители даже были столько удивлены неожиданно стремительным финалом. Как будто обрезало!
Почитатели La Primavera привыкли, что им всё разъяснят и прочитают мораль. Еще многие зрители рассчитывали, что в постановке будет традиционный антракт, и они успеют закусить сладким в кафе, чем скрасили бы для себя непростой урок Пушкина. Увы, спектакль окончился практически на час раньше привычной программы оркестра. Кроме того, маэстро Абязов обычно щедро балует зал исполнением полюбившихся фрагментов музыкальных произведений на бис.
Ничего подобного на этот раз не случилось. Когда все актеры и музыканты сделали заключительные поклоны, они покинули сцену и уже в этот вечер больше не вернулись.
Когда зрители выходили из концертного зала на улицу, там тоже была слабая метель. Отголоски пушкинской, подумалось почему мне.
Это было как знак свыше.
Андрей Лебедев
Фото Германа Логвинова
|