За всю его историю художественный руководитель фестиваля и оркестра La Primavera Рустем Абязов экспериментировал с объединением классики и фольклора, рока, c театральным искусством, песочной анимацией. В этом году темой фестиваля стало сравнение классики и неоклассики. И как показали состоявшиеся концерты, выбор публики не был предсказуемым. Рустем Абязов прокомментировал некоторые особенности нынешнего музыкального форума.
– Рустем Юнусович, тема нынешнего «Абязов-фестиваля» – «Классика и неоклассика – батл». Почему была выбрана именно такая концепция?
– Всё началось с телефонного звонка. Человек представился московским композитором, им оказался Антон Висков. Он сказал, что слышал наш оркестр на радио «Орфей», и спросил, не могли бы мы послушать его музыку. Я всегда с удовольствием слушаю всё новое. Он прислал мне партитуры и записи. И я понял, что это очень искренняя и красивая музыка. Мне захотелось её исполнить. Просто так взять незнакомого для Казани композитора и исполнить целый концерт было бы рискованно. Поэтому пришла идея сделать это на «Абязов-фестивале»: все его участники уже привыкли к экспериментам, смешению стилей.
Поскольку музыка Вискова написана в неоклассическом стиле и названия у сочинений Stabat Mater, Ave Maria, «Времена года» – это те названия, к которым мы привыкли, которые мы очень любим в гениальных творениях наших старинных мастеров, то я подумал: хорошо бы показать публике и барочную музыку, и музыку Вискова. Должно было быть некое творческое соперничество. Не с точки зрения, какая музыка лучше, а какая произведёт большее впечатление на слушателей. Возникла идея, потом она расширилась, появились другие композиторы – сейчас очень многие пишут в неоклассическом стиле. В программе нашлось место и Шнитке, и другим композиторам. И как мне кажется, идея себя оправдала.
– По вашему ощущению, кто побеждает, если уж это батл?
– Я думаю, у каждой части – свои поклонники. У музыкантов до начала фестиваля было ощущение, что, скажем, современные композиторы в принципе не могут соперничать с Перголези (итальянский композитор XVIII века. – Прим. авт.). Но когда мы сложили всё воедино, когда это прозвучало с потрясающим Московским синодальным хором от начала и до конца и прозвучало на едином эмоциональном порыве, мои музыканты отнеслись к этому совершенно по-другому.
По моим личным ощущениям, Вискова было интереснее слушать, чем Перголези. Творчество старинного мастера хорошо знакомо, но для современного уха это, наверное, скучное звучание. В современном творчестве куда больше возможностей: и в звучании, и в гармонии, и в мелодике. Мне показалось, что сочинение Stabat Mater Вискова произвело на публику более сильное впечатление, чем Перголези.
– В программе также Ave Maria – одно из основных произведений второго вечера. Тоже были открытия?
– Безусловно! Зная, что у Антона Вискова есть Ave Maria, я отобрал самые знаменитые одноимённые произведения – Шуберта, Баха, Гуно, у нас есть ещё Вавилов, которого весь мир полстолетия пел под именем Каччини. И это ведь тоже неоклассика и необарокко. Когда я попросил Вискова представить свой вариант сочинения, он выслал нам пять! Я предложил их на выбор приглашённой солистке Евгении Афанасьевой. Публика могла сравнить два хрестоматийных варианта Ave Maria и два образца неоклассики. При этом смысл в них остался прежним: это молитва, обращённая к Деве Марии. В Казани одна из версий прозвучала впервые в мире. То же самое произошло со «Временами года»: ещё одна мировая премьера авторства Вискова и, конечно же, Вивальди.
– Что было предложено в фестивальной программе в третий день?
– Темой третьего вечера стало «Необарокко». И опять же о вечном. К нам приехала замечательная флейтистка Ирина Стачинская. Впервые в фестивале принял участие детский хор – ребята представляли ДМШ №5 из Набережных Челнов. В исполнении хора и оркестра прозвучала «Маленькая джазовая месса» Боба Чилкотта о человечестве, о мире, о любви.
– Состав солистов фестиваля отличался от ранее заявленного. С чем это связано?
– К сожалению, нам вдвое урезали финансирование фестиваля. Поэтому мы были вынуждены отказаться от приглашения некоторых солистов, в том числе иностранцев. При этом не поменяли ни одного произведения в программе. Прозвучало абсолютно всё заявленное ранее. Причём на очень достойном уровне. Горжусь солистами нашего оркестра! Изменения коснулись и площадки: первый концерт нам пришлось срочно переносить из ГБКЗ имени Салиха Сайдашева. С другой стороны, Stabat Mater прозвучало в старинной кирхе – в тех стенах, в которых произведение и должно звучать.
– Тема следующего «Абязов-фестиваля» уже известна?
– Скажу так: идея есть. Беседовала
Наталья ВЛАДИМИРОВА
|