Казанский камерный оркестр «La Primavera» под руководством Рустема Абязова — коллектив высокопрофессиональный и эвристичный. За 30 с лишним лет оркестр не только исполнил крайне обширный репертуар и порадовал своим искусством слушателей Татарстана, России и многих зарубежных стран, но и сформировал определенные культурные традиции. «La Primavera» проводит собственные международные фестивали, в частности, «Абязов-фестиваль», «L'arte del arco» («Искусство смычка»), «Колесница Клио», «Ты, Моцарт, Бог!..», «Tatar Stars с европейских сцен», ежегодно организует программу поддержки молодых музыкантов для талантливых воспитанников детских музыкальных школ «Звезды из Завтра». Движущей силой этого неустанного творческого поиска, несомненно, является создатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер оркестра — заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, народный артист Республики Татарстан Рустем Абязов.
Одной из любимых казанскими слушателями традиций стал приуроченный к 1 апреля веселый концерт-капустник «День дурака». Однако в этом году музыканты решили изменить концепцию первоапрельского концерта и представить вместо капустника новую программу из сочинений европейских композиторов XVII — XVIII веков. По словам Абязова, лучшей реакцией на происходящие в мире события будет апелляция к общечеловеческим ценностям.
«Нужно не умалять, а, наоборот, возносить такие объединяющие миротворческие категории, как культура, искусство и спорт», — так объяснил маэстро свой выбор программы.
Концерт «Неизвестная Европа в барочном звучании» состоял исключительно из премьер. Музыка Чарльза Эйвисона и Уильяма Бойса (Англия), Юхана Хельмика Румана и Пера Бранта (Швеция), Кристофера Граупера (Германия), Генриха Игнаца фон Бибера (Австрия) — редкий гость на российской музыкальной сцене в целом, и все сочинения, заявленные в программе, в Казани ни разу не звучали.
Абязов — музыкант редкой душевной чуткости и широчайшего музыкального кругозора, интуитивный и выразительный интерпретатор, и под его руководством оркестр искрился богатством красок и штрихов, вспыхивал акцентами и ласкал слух «фирменным» мягким звуком в лирических частях синфоний и кончерто гроссо. Для меня самым интересным впечатлением стали произведения Чарльза Эйвисона — витальная, очаровательно изящная, технически совершенная музыка, балансирующая на грани барокко и классицизма. Но «изюминкой» программы оказалась «Battalia» фон Бибера, где изобретательность этого австрийского композитора в области скрипичных штрихов и тембров проявилась во всей красе, а смелость полиметрически-политонального эпизода была сравнима со Скерцо из Первой симфонии Шнитке.
И пусть интерпретация барочной музыки не была строго аутентичной — мерилом художественной ценности исполнения в данном случае стали качество музыкального впечатления и вдохновенная искренность, которую слушатели (а ГБКЗ им. Сайдашева был полон) оценили в полной мере. Как, несомненно, оценили и общий гуманистический посыл этого замечательного концерта.
Анна Сахарова, muzkarta.info
|