рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

Музыка принадлежит народу

10.03.2022 | Республика XXI век
Рустем АБЯЗОВ, создатель, художественный руководитель и главный дирижер одного из лучших академических музыкальных коллективов России – Казанского камерного оркестра La Primavera, уверен, что проблем со слушателем классической музыки нет, надо просто уметь ее подать.

– Рустем Юнусович, La Primavera представляет российской и зарубежной публике культуру Татарстана, а значит, есть резон спросить Вас как представителя татарской музыкальной интеллигенции о взаимоотношениях с национальной музыкой.

– Наш оркестр – академический коллектив, поэтому, если говорить о татарской музыке, надо понимать, что есть народная музыка, а есть композиторы, писавшие и пишущие авторскую музыку. В первую очередь необходимо вспомнить о потрясающем мелодисте Салихе Сайдашеве. Это большое число замечательных мелодий, любимых людьми многих поколений. Но его музыку сегодня лучше не играть в оригинале. Гениальному Сайдашеву, к сожалению, не хватило музыкального образования, его произведения нуждаются в доработке, создающей современное звучание. Тем не менее Сайдашев в музыке для татар – как Тукай в поэзии. Он был первым профессиональным татарским музыкантом. И в нашем репертуаре, конечно же, есть Сайдашевские программы.

А самая яркая звезда музыкального небосвода Татарстана – это «Шурале» Фарида Яруллина. Его музыка удивительно красива и свежа по своей мелодике, по моему мнению, это лучшее произведение татарских композиторов. Балет «Шурале» шел на сцене Мариинки, Большого театра, но Фарид Яруллин не успел полностью закончить эту работу. Он погиб на фронте Великой Отечественной, поэтому завершенное произведение создали совсем другие люди. А до недавнего времени не было сюиты из балета «Шурале».

– Вы сказали: до недавнего времени. Надо понимать, что сегодня сюита уже есть?

– Мне давно хотелось исправить эту несправедливость по отношению к выдающемуся произведению, и в 2011 году мое желание было оформлено в виде государственного заказа от Министерства культуры Республики Татарстан. Сюита получилась довольно большая, на 50 минут. Я ее так и назвал – «Большая сюита из балета «Шурале». Результатом работы стало предложение директора Татарского театра оперы и балета пересмотреть всю партитуру балета. С удовольствием выполнил его просьбу, и, надеюсь, моя версия балета увидит сцену. В 2020-м я сделал аранжировку «Большой сюиты…» для своего оркестра, и она впервые прозвучала на «Абязов-фестивале» в совместном проекте с театром кукол: наш замечательный режиссер Ильгиз Зайниев поставил на эту музыку спектакль под названием «Shurale: новая фантазия». Затем был грант «Татнефти», на средства которого сделана запись сюиты и выпущена флеш-карта с этой записью. Хочу похвастаться, что главную картинку для оформления альбома создала моя 13-летняя доченька Лейла. С «Большой сюитой…» мы объехали почти весь Татарстан. Музыку приняли и признали все наши слушатели.

– Как быстро оркестр заработал авторитет в культурном мире?

– La Primavera – изначально профессиональный коллектив. Мы прошли большой путь становления, начиная от полностью бесхозного состояния – без денег, без собственной базы. Но уже тогда давали большие концерты. Через два – три месяца с момента первого выступления, на котором, кстати, исполнялась «La Primavera» Антонио Вивальди, мы стали заметной музыкальной единицей в Казани, а скоро – и в Татарстане. В 1990 году я получил предложение от руководства Казанского университета создать оркестр при университете. Так наш коллектив получил свой первый официальный статус и один из лучших по акустике залов Казани – актовый зал КГУ.

– Но для любого коллектива важна финансовая составляющая, а не только возможность играть…

– На тот момент денег не было, если не считать небольших кассовых сборов. Ситуация изменилась после моей встречи с Президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Было принято решение дать нам статус муниципального оркестра. Возможность получать заработную плату привела к временному кризису. Все наши музыканты где-то уже работали, и им пришлось делать выбор. Практически половина музыкантов ушла из оркестра. Это был серьезный кризис, из которого нам удалось выйти довольно быстро. Через несколько лет, после второй судьбоносной встречи, уже с Президентом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, оркестр получил автономию – 9 апреля 2012 года. Вот так к своему 25-летию La Primavera более-­менее встал на ноги финансово и в плане официального статуса.

– А когда вы стали крепким музыкальным коллективом?

– В день своего создания, в 1989 году. Тогда я, молодой музыкант, собрал своих друзей и предложил играть вместе. Со мной в тот первый состав пришли отличные профессио-
налы, а значит, вопрос становления был решен на той, первой встрече. А 25 последующих лет до официального статуса и по сегодняшний день – это процесс творческой работы и непрерывного роста.

– La Primavera играет и на статусных площадках, и в сельских клубах…

– У нас была программа для сельских школ, названная «Музыка из мобильника», где мы исполняли музыку, которая используется в качестве рингтонов на телефонах. Думаю, детям было очень интересно узнать оригиналы мелодий в исполнении профессиональных музыкантов и услышать рассказы о гениальных композиторах прошлого. Наш коллектив с концертами выступил в 21 сельском поселении. Среди слушателей были люди, никогда не слышавшие классической музыки даже по телевизору, и это не только дети.

А еще был потрясающий опыт работы с ребятами с ограниченными возможностями. Мы придумывали и проводили интерактивные концерты в специальных школах и интернатах для детей с тяжелыми заболеваниями, включая ДЦП.

Зачем это нужно оркестру такого уровня? Ответ прост. Всем известна фраза: «Музыка принадлежит народу». Но не все имеют возможность приехать в большой город и прийти на профессиональный концерт. Значит, приехать должны мы.

– Есть мнение, что становление профессионала начинается в музыкальной семье. Насколько это так в Вашем случае?

– Благодаря родителям я поступил в специальную музыкальную школу. Они первыми увидели во мне способности к музыке, не будучи музыкантами. Отец неплохо играл на гармошке, мама и бабуля замечательно пели, а дедушка самостоятельно научился пиликать на скрипке. Не более того. Родители хотели, чтобы я стал баянистом, и отвели меня, пятилетнего, в ДМШ №1, но после прослушивания в школе меня направили в класс скрипки.

Большую роль сыграли природные способности, благодаря которым уже в первые годы обучения мне доверили участвовать в разных конкурсах. Позже стал глубже погружаться в учебу, впитывать все, что давали педагоги. Между прочим, целевое направление в Московскую консерваторию я получил благодаря ректору консерватории Назибу Гаязовичу Жиганову, который во всех других случаях стремился удержать молодых музыкантов в Казани. Московский этап дал мне ученичество в классе Ирины Васильевны Бочковой, на мой взгляд, лучшего педагога по классу скрипки на то время. После завершения учебы была служба в армии, в ансамбле песни и пляски. А затем – возвращение в Казань. Я планировал педагогическую стезю, но неожиданно для себя оказался солистом Казанской филармонии. Этап учительства начался позже с предложения Назиба Гаязовича возглавить музыкальную школу, в которой началось мое собственное образование. Это было довольно необычно, если учесть мой (27 лет) молодой возраст. Работе в «десятилетке» я отдал десять лучших лет своей жизни и там, занимаясь со школьным оркестром, понял, что могу что-то создать и как дирижер. В 1989 году началась история La Primavera.

Жизнь расставляет все по своим местам, иногда не так, как планировал. Мои дети, сын Фархад и дочь Лейла, обладают хорошими музыкальными способностями. Особенно Фархад. Но сын, отучившись в музыкальной школе на отлично, повесил гитару на гвоздь и сказал, что это не его. Сейчас он учится в Санкт-Петербургском университете на факультете международных отношений и считает, что нашел свое призвание. Лейла оказалась талантливой художницей. Помимо этого она учится в модельной школе Изольды Сахаровой. Что ж, мы с супругой полагаем, что каждый человек свободен делать свой выбор по всем жизненным вопросам. Мы оставили нашим детям и свободу выбора мировоззрения. Я мусульманин, моя жена – православная христианка, а сын и дочь пока не пристали ни к какому берегу. И это правильно. Подрастут, посмотрят жизнь и выберут сами, во что верить.

– Вы толерантный человек.

– Полагаю, что в мире есть много интересного, много такого, что хотелось бы попробовать. Я и себя не ограничиваю в творчестве. Если вернуться к профессиональной деятельности, то хочу заметить, что, хотя La Primavera и академический коллектив, мы работали и с Басковым, и с Киркоровым, и с Носковым. Играли с джазовым квартетом Бутмана, с Даниилом Крамером. Не обходим стороной рок-музыку. Есть опыт работы с Uriah Heep, исполняли «Обратную сторону луны» Pink Floyd в переложении для нашего оркестра. Я нашел в Казани коллектив, поющий и играющий один в один, как The Beatles, и с ними мы сделали очень интересную программу. Наши коллаборации, надо сказать, очень необычны для чисто академического коллектива. Но это действительно хороший опыт – играть разную музыку. Еще один пример – «Волга-Волга», с этими ребятами сделали интересный проект и собираемся продолжить сотрудничество.

– У Вас есть любимый композитор?

– Глубоко убежден, что музыкант должен любить то произведение, которое он исполняет здесь и сейчас, любую музыку надо играть профессионально. Даже если исполняете произведение один раз и никогда больше к нему не вернетесь, все равно надо играть так, чтобы слушатели запомнили музыку. Если говорить о любимых, то, наверное, придется в какой-то степени впасть в банальность. Конечно, Бах, Шостакович. Моцарта, если честно, я долго не понимал, но сейчас Моцарт также в списке наиболее близких мне композиторов.

– Можно ли жизнь заполнить только одной профессиональной деятельностью?

– Для меня огромное значение имеют семья, успехи моих детей и супруги. Юлия – кандидат политических наук, главный редактор журнала «Собрание законодательства Республики Татарстан». Она сумела стать лучшей в мире мамой для наших детей, сейчас изучает детскую психологию, и мне очень хочется, чтобы и в этой области она добилась больших успехов.

Теперь у меня есть и хобби. Это мой «Музей советского хлама (в хорошем смысле этого слова!)» (Подробно о музее – в следующем номере нашего журнала. – Ред.)

– Рустем Юнусович, удачи Вам и Вашему замечательному коллективу!

Наталья Эллер, журнал «Республика XXI»



Все публикации

Ближайшие концерты

На одной волне
На одной волне

12 ЯНВ
Звезды из Завтра: Казань
Звезды из Завтра: Казань 24 ЯНВ
ДЕСЯТИЛЕТОЧНОЕ БРАТСТВО
ДЕСЯТИЛЕТОЧНОЕ БРАТСТВО 10 ФЕВ
Терменвокс: ловкость рук и высокочастотные поля
Терменвокс: ловкость рук и высокочастотные поля 28 ФЕВ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону +79003246021. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 - 17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

Впервые в Казани будет представлена «Восточная рапсодия»
05ДЕК
В Казани открывается IX «Абязов-фестиваль»
29НОЯ
Ассоциация скрипичных мастеров привезет в Казань 20 струнных
01НОЯ

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр