Страны не стало, а нас, проживших в этой стране половину и более своих лет, остались миллионы. И многим очень жаль, что СССР, способный, я уверен, к большим свершениям, вдруг бесславно канул и остался лишь в наших воспоминаниях.
Нашу бывшую страну не назовёшь идеальной, не нарисуешь лишь радужными красками. Было много чёрных мазков в её истории, было много того, что хотелось бы вычеркнуть из летописи, но общая атмосфера, общий настрой, общее ощущение сопричастности чему‑то великому и прекрасному не покидают меня до сих пор. И мне почему-то кажется, что не только меня одного!
Денег было немного, да и купить на них можно было далеко не всё, что хотелось, но настроения это не портило. Люди, как мне кажется, были добрее и отзывчивее. В гости ходили чаще. В магазине продуктов не было, а столы у всех для гостей ломились. А в будни вообще было много поводов для радости. Удалось купить батон колбасы — ходишь счастливым, дали на работе премию — чувствуешь себя миллионером, удалось решить свой вопрос с начальником ЖЭКа — ходишь гоголем, ощущая себя значимым звеном общества.
Вот сейчас много хвастаются «Пушкинской картой». Затея, вроде, неплохая, но этих 3000 рублей в столице хватит на то, чтобы один раз сходить в театр. А когда мы были студентами Московской консерватории, по студенческому билету, бесплатно, могли посетить любой театр, концертный зал или музей. И так все 5 лет пребывания в вузе. Представляете, как можно было (на всю жизнь!) напитаться прекрасным?
Когда был моложе, довольствовался лишь воспоминаниями да рассказами детям о том, как хорошо чувствовал себя в советские времена. А сейчас, видимо, уже возрастная ностальгия сподвигла соорудить в своём доме местный памятник советскому быту: небольшой музей, как я его называю, советского хлама. Несколько подарков от Димы Бикчентаева позволили начать создание в предбаннике уголка крестьянского быта. Коллекция пополнялась самыми разными путями, и сейчас, сидя в ожидании очередного захода в парилку или за чашечкой алтайского чая, можно на некоторое время окунуться в патриархальную деревенскую атмосферу.
Этого оказалось недостаточно. И я начал собирать вещи, принадлежащие советскому времени, стараясь делать акцент на знаковые предметы советского быта. Радиоприёмники-легенды «ВЭФ», «ВЭФ-Спидола» и «Альпинист», патефон и культовый проигрыватель «Юность», керогаз и примус, ручная мясорубка и алюминиевые кастрюли… А разве мог я пройти мимо гранёного стакана в алюминиевом подстаканнике?!
Один из стеллажей отдал боевым наградам и бравым военным фотографиям своего деда. На другом лежат две подшивки журнала «Огонёк» за 1956 год. А совсем недавно приволок в музей старую мамину швейную машинку, на которой она сшила мне немало красивой одежды.
Но больше всего мне хочется собрать все модели фотоаппаратов, выпускавшихся в СССР. Неплохое начало уже положено, но это только начало. Надеюсь, при помощи друзей, знакомых и «блошиного рынка» осуществить свою мечту.
Моим примером заразилась дочурка. Ляляша (вообще её зовут Лейла, но она с детства требует называть себя Ляляша) решила собрать все монеты, которые были в ходу в СССР с 1961 по 1991 годы. Что ж, удачи ей!
Страну нам никто не вернёт, но и воспоминания о ней никто у нас не отнимет!
Подробнее: http://kazan-journal.ru/news/chelovek-v-iskusstve/muzey-sovetskogo-khlama
|