На другой стороне Луны…
На его концертах не бывает безучастных зрителей. Включаются все! Чего только стоит мастерство перевоплощения маэстро: он и дирижер, и скрипач, и автор оркестровок, и рассказчик, и сценарист, и конферансье в одном лице. Эксперимент с «делегированием» хотя бы одного направления всякий раз терпит «фиаско»: зритель привык и полюбил именно такого Абязова.
На ближайшем капустнике, что состоится в Казани в апреле, маэстро будет еще и актером нескольких ролей! Действо посвящено дню 1 апреля и одновременно юбилею дирижера. По сценарию, маэстро гастролирует на другой стороне Луны. А перевоплощаться ему предстоит в гостей, которые пришли на его юбилей. Музыкально-театральный микс – исключительно идея самого руководителя-музыканта. Включая смелое название «День Дурака, или На дураках держится мир».
– Когда мы говорим о первоапрельском празднике, – нисколько не удивляется дирижер вопросу относительно придуманной им фразы, – то держим в уме образ того самого Иванушки-дурака, который в итоге всего добивается в жизни. Дурака на букву «ч», непохожего на других, способного действовать как-то иначе и приходить к своей цели. Так что на этом концерте будет где посмеяться и поразмыслить о вечном, добром, прекрасном.
А еще Абязов умеет удивлять. Никогда не знаешь, каких творческих сюрпризов от него ждать. Вот, например, в этом году в марте, на фестивале L’arte del arco, сразу несколько премьер. Сначала программа «Дуэт интеллектуалов от скрипки» – выступление двух скрипачей, Михаила Цинмана и Александра Тростянского. Потом концерт с участием известного мирового скрипача Стефана Миленковича, серба по происхождению, живущего в США; Марка Дробинского – 76-летнего виолончелиста высокого класса, талант которого растет год от года и с которым оркестр долгое время дружит. И еще много всего. Под занавес года – совместный выход на сцену с джазовым ансамблем Authentic Life Orchestra.
Концерты для беременных – вообще особая история. Энергетика, помноженная надвое. Животики, люльки-переноски с крохами, едва научившиеся ходить малыши с их непосредственным любопытством. Там маэстро по три раза вызывают на бис. Уже четыре концерта прошло на этой чудо-волне, и скоро будет пятый. Автор идеи – профессор кафедры акушерства КГМУ Албир Алмазов, воплощение – Рустема Абязова.
Разговор с космосом
Вообще, за 30 лет у оркестра было много смелых экспериментов. Где он только не выступал! Например, 13 апреля прошлого года – в Звездном городке, с премьерой сочинения томского композитора Валерия Ермошкина «Космическая сюита». Каждая часть в ней названа по имени космонавта («Гагарин», «Леонов») или человека, подарившего цивилизации знания о космосе, – «Циолковский», «Кеплер».
– Играем на прославленной сцене Дома космонавтов, – вспоминает Рустем Юнусович, – и во время исполнения художественный руководитель ДК сообщает: «Звонят с орбитальной станции!» Всем объявляют, что на связи капитан корабля Артемьев, а ему передают, что выступает наш оркестр с мировой премьерой. Ну, думаю, заранее записали, наверное. Дальше слово берет бортинженер. И вдруг она торжественно восклицает: «А сейчас передаю трубку дирижеру!» – и я, совершенно пораженный, начинаю говорить с космосом. Конечно, признался, что для нас это полный культурный шок и теперь начнем играть с еще большим воодушевлением.
Впрочем, с таким же воодушевлением музыканты играют на любой площадке. После ремонта в ДК Урицкого оркестр продолжил выступать там с концертами. Зал после ремонта стал праздничный, сохранилась отличная акустика, работать там одно удовольствие. Одна проблема – пока зал на 450 мест заполняется не весь. Но надежда на перспективу есть.
Да и команда, считает Абязов, собралась отличная. В оркестре сейчас 22 музыканта. Оркестр способен на по-настоящему серьезные вещи, хотя состав и молодой. С одной стороны, нужен контроль и баланс, с другой – это хорошо, молодежь способна на творческие «сумасбродства». Абязов и сам на них способен. К примеру, когда сам пишет сценарии для концерта. Как выглядит сам процесс?
– Ну как… – отвечает маэстро. – Когда до концерта остается 2–3 дня, понимаю, что мне пора готовиться. Причем я не могу говорить какие-то прописные истины или «грузить» зрителей каким-то заумным музыковедческим разбором, это только отталкивает от музыки. Поэтому привожу интересные факты из истории создания сочинения, биографии композиторов или исполнителей, подхожу с разных сторон.
Звездное завтра
А вот концерты с участием юных музыкантов дирижер считает больше социальной миссией. К этому году состоялось уже пять таких концертов, все прошли на ура. Много ребят, все номера достойные. В каждом концерте 24 номера, около 200 выступающих.
Необычная история получилась с 15-летним Алексеем Романовым, парнем, который без обеих кистей рук играет на фортепиано. Для него выступление с оркестром под управлением Абязова стало судьбоносным. Первая встреча мальчика с Рустемом Юнусовичем состоялась с легкой руки Айгуль Горнышевой, в то время начальника Управления культуры Казани. «Это мальчик, который любит музыку, хочет с вами познакомиться, – представила Айгуль Алмасовна мальчика дирижеру. И добавила: – А можно он вам сыграет?» И тот, к великому удивлению маэстро, сыграл все до последней ноты.
– Смотрю и не могу понять, как у него это получается, – не скрывает удивления мой собеседник, говоря о том дне. – Был декабрь, а в январе у нас планировался концерт. Я ему предложил сделать оркестровку. «Сыграешь?» – спрашиваю. «Сыграю», – отвечает. Концерт состоялся, и у парня началась другая жизнь. В течение двух недель позвонили с центральных ТВ-каналов, из нескольких российских журналов, в The Guardian (Лондон) вышла небольшая заметка. У Алексея появился музыкальный продюсер, который провез его по нескольким странам. Ему организовали встречу с известным австралийским мотиватором Ником Вуйчичем. Сейчас Алексею 18, и он говорит, что ему очень помогла наша встреча три года назад.
Капустники крутой засолки
Жизнь в гуще событий – это из юности. Рустем Юнусович вспоминает, какой активный класс собрался в десятилетке при Казанской консерватории:
– Заводилами были я, мой друг Олег Сакмаров и моя будущая супруга Зельфира, тогда еще Еникеева. Мы первые, кто в десятилетке завел традицию новогодних капустников с 8-го класса. Больше того, мы сделали капустник даже на свой выпускной вечер! Затем этим стали заниматься и другие классы. Традиция еще долго жила после нашего ухода. Так что это, вероятно, еще та самая детская закваска, отдушина, в которой мы нашли себя новых. Нам удалось организовать ВИА «Диез». Поскольку я был секретарем комитета комсомола, мне удалось раскрутить директора на покупку дорогостоящей музыкальной аппаратуры. Кстати, сам в детстве рос робким ребенком, домашним. И откуда во мне это лидерство? В наше время руководство школы многое доверяло нам, в том числе распределение стипендий, мы в этом принимали главенствующую роль. Своими делами заслужили доверие руководства.
Тот юношеский задор по-прежнему присущ маэстро. В свои 60 не ощущает усталости, энергии у него в достатке. Зато с годами все больше удается совмещать работу и семью. Рустем Юнусович понимает, насколько это важно. Дети привыкли, что папа – очень занятой человек, что у него нет нормированного рабочего времени. Что, придя с работы, он приходит… на работу.
– Сажусь за компьютер делать оркестровки, писать сценарий, заниматься, – признается он. – В офисе оркестра совершенно другие дела: с десяти до двух репетиция, дальше решаем организационные вопросы. А творческое – написание партитуры, конферанс, сценарий – все дома, после ужина. Дочке 11 лет, сыну – 15. Забота о детях в основном лежит на моей второй жене Юлии. Но я могу высказать детям свое мнение, посоветовать. Скорее всего, я для них пример того, что если хочешь чего-то добиться, то нужно этому уделять время и силы. Все же стараюсь при первой же возможности посвящать время семье, совместным путешествиям. Например, после встречи Нового года мы съездили в замок Шереметева. С детьми побывали во Франции, Греции, Турции, Тунисе. Но самое сильное впечатление произвела Грузия. Мы влюбились в эту страну.
Маэстро – человек, увлеченный не только своим делом, но и книгами, театром. Обычно параллельно читает три книги. Одну на гастролях, другую дома, третью за городом. К сожалению, время на это приходится буквально выкраивать. Но и это у него отлично получается. Особенно на гастролях – перед репетициями, в отеле. Абязову больше нравится современная литература – «Шантарам» Робертса, например. Сейчас открывает для себя трилогию Дины Рубиной «Русская канарейка». Читает вторую книгу Гузель Яхиной. Как и Рубина, этот автор стал для него своеобразным литературным открытием.
Главное, дирижер с годами не теряет восторга бытия. Он уверен, что главная радость в жизни – когда имеешь возможность сочетать музыку, заботу о близких, понимание гармонии между восприятием себя самим и тебя же людьми. Если что-то одно отсечь, человек уже не будет счастливым.
Оксана БИРЮКОВА
|