«Не нужно много разговаривать, часто все бывает без слов»
На каждый свой юбилей музыкальное издание проводит всероссийский фестиваль, в котором обязательно должна быть своя «фишка». На этот раз ею стало магическое число «30». То есть, либо название произведения должно включать в себя число «30», либо предназначено для 30 музыкантов, либо написано в 30-летнем возрасте… В Казани все эти критерии в программе были соблюдены.
«Мы с удовольствием согласились на это интересное предложение, - говорит Рустем Абязов. - За год предложили свой вариант программы: у нас три произведения - с номером 30, и одно написано в 30 лет».
На самом деле и издание, и оркестр связывает долгая дружба. Журналу «Музыкальное обозрение» в этом году исполняется 30 лет, казанскому оркестру - столько же. Плюс ко всему главному редактору издания Андрею Устинову столько же лет, сколько и Рустему Абязову.
«Примите нашу огромную благодарность за участие в юбилейных проектах газеты «Музыкальное обозрение» и проведение концерта, который Вы и оркестр посвятили 30-летию журнала и 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Мечислава Вайнберга, - отметил Устинов в своём поздравительном письме. - Все эти годы мы сотрудничаем и движемся по одной дистанции и в одном творческом направлении! Уверены, что и в будущем мы всегда будем вместе».
Найти солиста под выбранную Абязовым программу было не так-то просто. В программу концерта вошли «Ночная музыка в Мадриде» Боккерини, премьера симфонии № 2 для струнного оркестра Вайнберга, Соната для скрипки, клавесина и струнного оркестра Шнитке, Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» для скрипки с оркестром Венявского
«Найти скрипача, который играет оба эти произведения одинаково ярко и здорово, очень непросто, - говорит дирижёр. - Это совершенно разная музыка».
И тогда выбор пал на 32-летнего Айлена Притчина, выпускника Московской консерватории, лауреата престижных международных конкурсов, в том числе и Петра Ильича Чайковского - одного из самых ярких российских скрипачей своего поколения. При этом взаимодействие виртуоза с казанским оркестром уже однажды было. Случилось это в Екатеринбурге, во время фестиваля «Безумные дни».
«Там была сложная программа, много виртуозных моментов, которые требуют определённой ловкости от оркестра. У нас была буквально получасовая репетиция, и уже во время неё стало понятно, что мы сыграемся, это было для меня очень приятно».
После этого у Абязова возникло желание пригласить Притчина в Казань на свой фестиваль, однако график музыканта не позволял этого сделать. И вот удалось осуществить это под «Музыкальное обозрение», отчего публика была просто в восторге.
«Когда встречаются настоящие профессионалы, всё проходит хорошо и быстро, - говорит Абязов. - В данном случае оркестр выступает в качестве аккомпаниатора, и он относится с пиететом к человеку в роли солиста. Конечно, и солист тоже должен быть в какой-то степени ансамблистом. То есть не играть только свою партию, а прислушиваться к своим коллегам–музыкантам».
«Мой оркестр всегда славился умением аккомпанировать и играть в ансамбле с солистом. Ведь можно по-разному трактовать одно и то же произведение, и задача на репетициях - прийти к общему знаменателю. Как правило, оркестр реагирует на солиста, и солист, видя, как играет оркестр, сам меняет звучание».
«Бывают, конечно, случаи, когда должны приехать совсем незнакомые музыканты. Тогда у нас появляются записи их выступления, которые изучаются. Но за время моей карьеры совсем шоковых ситуаций не возникало».
У Айлена Притчина тоже схожее мнение, как возникает эта химия между солистом и оркестром.
«Я думаю, это часть профессии любого музыканта. Конечно, в задаче дирижёра - умение установить контакт со всеми музыкантами и достичь максимального результата. Причём, это не всегда значит, что нужно много разговаривать, или что-то обсуждать. Часто так бывает, что всё происходит без слов. Это действительно важные моменты».
Бывают разные случаи, когда по каким-то причинам не находится взаимопонимание. И у коллектива, у тебя совершенно разные идеи, как должно звучать произведение, и никто не хочет идти на компромиссы. И это не значит, что перед тобой плохой коллектив или дирижёр».
«Это просто человеческие отношения, в которых, как и в жизни, нужно находить баланс и компромисс. По сути, одно и то же произведение, исполненное разными оркестрами и солистами, никогда не будет одинаковым. Это живой организм».
«Всегда происходит какой-то диалог. Когда вы встречаетесь с друзьями, вы тоже можете говорить на одну и ту же тему, при этом нет никакого сценария, каждый раз разговор может пойти в другую сторону. Так же и в музыке. Нужно друг к другу относиться с доверием и с профессионализмом».
«Это была своеобразная премьера и для меня»
Сам Айлен оказался очень общительным человеком. Мы застали его в гримёрке перед самим концертом, и он был абсолютно спокоен - учил свою партию в концерте Стравинского. То есть, это никак не было связано с той программой, которую ему предстояло играть предстоящим вечером.
«У меня нет каких-то суеверных моментов, что я должен делать перед выходом на сцену», - говорит виртуоз.
Необычное имя музыканту досталось от папы–вьетнамца. Один из его предков написал поэму и своим потомкам он завещал, чтобы каждый мальчик в роду получал имя, начинающееся с первого слога каждой строфы этой поэмы. И вот таким образом Притчину выпало «Ай».
Публика с большим удовольствием принимала виртуоза в Казани. Перед этим, правда, она была «разогрета» «Ночной музыкой в Мадриде» Боккерини и Симфонией №2 для струнного оркестра Вайнберга. Последнее произведение исполнялось в Казани впервые и вызвало настоящий восторг у зрителей. Маэстро Абязову пришлось даже прибегать к специальному жесту, чтобы снизить накал нестихающих аплодисментов.
По мнению Абязова, Альфред Шнитке - один из крупнейших композиторов XX века, открывший новые нотки в развитии не только советской и российской, но и мировой музыки. Он пробовал свои силы в самых разных музыкальных направлениях. Часто не простой для восприятия музыкальный язык композитора нередко отпугивает меломанов, стремящихся к благозвучию. Но в то же время, он способен и на пронзительные трогательные мелодии, вспомнить хотя бы его музыку к кинофильмам «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал» и многое другое.
«Мне интересно играть Шнитке, - признался Айлен Притчин. – И не только потому, что он мне очень нравится, просто я никогда его не играл со струнным оркестром. Поэтому это была своеобразная премьера и для меня».
Учитывая, что музыкальный сезон только начинается, Рустем Абязов обещает ещё много интересного.
8 ноября в рамках проекта «Tatar Stars с европейских сцен», куда приглашаются музыканты, так или иначе связанные с Татарстаном, в Казань приедет дирижёр Олег Решёткин, который сегодня является главным дирижёром Королевского симфонического оркестра Марокко. 24 ноября состоится юбилейный концерт к 30-летию оркестра La Primavera с участием друзей. В Казань приедет номинант на премию «Грэмми» трио «Лойко», один из лучших виолончелистов в России и в мире Денис Шаповалов, с кем Абязов за 2 дня до юбилея на другой площадке сыграют трибьют Pink Floyd, и многие другие. Завершит год рождественский концерт «Грёзы любви», где главным героем будет Алина Шарипжанова.
«Она очень талантливая и востребованная певица, но на мой взгляд, немного недооценённая. Алина умеет петь всё - от классики до джаза и рока, так что программа обещает быть очень разнообразной».
Олеся Ткаченко
|