04.05.2019 | Газета "Музыкальное обозрение" Казанский камерный оркестр La Primavera завершает первый из «Сезонов больших юбилеев», отмечая сразу три большие даты: 30-й по счету сезон, 30-летие оркестра и 60-летие Рустема Абязова. Накануне юбилея маэстро мы встретились с основателем и бессменным худруком коллектива.
О юбилейных хлопотах, фестивалях и специальных проектах – в нашем интервью.
– Рустем Юнусович, вы задолго начали готовиться к юбилейному марафону. И вот две юбилейные отметки уже достигнуты. Чем удивляете публику в этот особенный для вас сезон?
– Ударным трудом (смеется). В ближайшие два сезона наша афиша очень насыщенная. Мы постарались порадовать нашего слушателя интересными программами, премьерами, музыкальными экспериментами. Наш юбилейный сезон стартовал с участия в знаменитом фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге, мы дали там шесть концертов. А до этого выступили в «Звёздном городке» и нас слушали космонавты на орбитальной станции! Незабываемые ощущения!!!
Мы записали диск с музыкой татарских композиторов. К юбилею готовим еще несколько альбомов с нашими записями.
В декабре мы провели VI «Абязов-фестиваль» и посвятили его синтезу классики и рока. Как мне кажется, получился очень яркий проект. Потом мы уехали в большой тур по Европе. А сразу по возвращении провели VII Международный фестиваль L’artedelarco («Искусство смычка»).
– По случаю юбилея тоже подготовили какую-то особенную программу?
– Каждый год мы восхищаемся уровнем наших солистов. И планка постоянно устанавливается выше и выше. На этом фестивале за несколько лет переиграл такой замечательный состав музыкантов с мировым именем!
В этом году к нам приехали сербский скрипач Стефан Миленкович, чья звездная карьера началась в 10-летнем возрасте, номинант GrammyAwards Даниил Гришин, «демон виолончели» – ученик Ростроповича, наш друг и продюсер европейских гастролей Марк Дробинский, словацкий музыкант, играющий сегодня на лучших сценах мира, Далибор Карвай, приезжали Ирмина Тринкос из Польши, меццо-сопрано из Большого театра Александра Саульская.
В фестивале приняли участие органистка Лада Лабзина и Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой.
Причем, по факту в этот раз фестиваль начался на месяц раньше: концертом с участием замечательных Михаила Цинмана и Александра Тростянского.
На первом же концерте прозвучала мировая премьера сочинения Никиты Сухих, а программа концерта 15 марта полностью состояла из премьер! Прозвучали скрипичная соната Франка в моей оркестровке – я очень люблю это произведение, но до поры до времени даже не задумывался, что его можно играть с оркестром; Рапсодия на тему Альбинони – сочинение американского композитора Александра Гольдштейна, виолончельный концерт Вайнберга, «Cantico de la Pieta» Абриля…
Наши звездные солисты в дни фестиваля дали бесплатные мастер-классы. Ну и что еще важно: этот фестиваль выездной. Кроме Казани, в марте мы традиционно играем еще в Нижнекамске и Набережных Челнах. И публика там хорошо знает и очень ждет наш фестиваль.
Казанский камерный оркестр La Primavera
– Если говорить о публике – как вам удается собирать полные залы?
– С трудом (смеется). В Казани культурная афиша очень плотная. Хотя у каждого коллектива есть своя ниша, все-таки убедить человека прийти именно на наш концерт бывает сложно. У нас есть постоянные слушатели, которые стараются не пропускать ни одного концерта оркестра. Они приходят за сцену, пишут в социальных сетях, очень тепло принимают на концертах – и для нас это все очень ценно. Мы с большой нежностью относимся к нашей публике.
В этом сезоне мы начали играть на еще одной площадке в Казани – в ЦКС «Московский», который открылся после реконструкции. Замечательный, уютный зал. Я рад, что там тоже потихоньку собирается свой «клуб слушателей». На всех площадках нам пока удается не поднимать цены на билеты, они у нас достаточно демократичные, хотя это довольно сложно.
К каждому концерту мы готовим по-настоящему интересные программы. Сейчас я веду концерты сам, стараюсь рассказать слушателям какие-то интересные детали и факты – такая своеобразная настройка перед концертом.
Даже аплодисменты между частями меня радуют: значит, в зал пришла новая публика. Надеюсь, придя один раз, люди захотят вернуться.
– Репертуар для камерных оркестров довольно ограниченный. Как выходите из положения?
– Мне помогло мое второе – композиторское образование. Камерной музыки значительно меньше, чем симфонической. Я сам начал делать оркестровки и аранжировки. В итоге в нашей оркестровой библиотеке за почти 30 лет собралось 500 эксклюзивных партитур. Это и широко известные шедевры мировой музыки, современная музыка и музыка татарских композиторов.
Я подумал, что будет неправильно, если эти ноты будут служить только нам и решил открыть доступ к нашей уникальной коллекции для всех желающих. Эти ноты мы выкладываем на нашем сайте. Доступ к библиотеке открыт 24 часа в сутки совершенно бесплатно. Этот архив постоянно пополняется.
– На каких инструментах играют ваши музыканты?
– Президент Татарстана Рустам Минниханов выделил деньги на покупку инструментов французских мастеров XIX века. У нас оркестр полностью укомплектован приличными инструментами и смычками. Конечно, всегда есть к чему стремиться. К примеру, я очень хочу, чтобы у оркестра был хороший клавесин. Но я прекрасно понимаю, городские власти не пойдут на такие траты. Содержание оркестра, наверное, обойдется дешевле, чем покупка этого инструмента.
– Вы как-то посетовали на текучку в коллективе…
– Для любого камерного оркестра уход музыканта – процесс очень болезненный. Конечно, люди всегда ищут лучшие условия. Сейчас зарплата у наших музыкантов выше, чем у многих, но ниже, чем, например, в Государственном симфоническом оркестре Татарстана и оркестре Театра оперы и балета. Сейчас уже музыканты не особо перебегают в другие коллективы – у нас не такая большая нагрузка, нет постоянных переездов. Оркестру выделили помещение, где сделали ремонт и создали замечательные репетиционные условия. Мы это ценим.
Рустем Абязов
– А музыкантов рублем можете наказать?
– Практически никогда так не делаю. Словом только. Могу что-то сказать, о чем-то попросить — пока помогает. Могу, когда надо, быть довольно жестким. Считаю, что первое — это дисциплина.
— Чем для вас является оркестр?
– Детищем. Я его выпестовал, придумал, собрал, сделал и довел до очень высокого уровня. Наш камерный оркестр на сегодняшний день — один из лучших в России.
– Как часто вы его показываете публике за пределами Татарстана?
– Если честно, нам тяжело с организацией и российских, и зарубежных гастролей. В этом сезоне решили вопрос с финансированием европейского тура. Обычно нам не выделяют ни копейки на эти цели. Зарабатывать деньги самим и тратить их на гастроли – не всегда правильно. Нам есть, на что потратить эти деньги. Но оркестр должен развиваться, не сидеть на месте. Тем более такого уровня, как наш.
– А гранты?
– Гранты мы выигрываем. На один – от министерства культуры России – мы организовали фантастический тур по Транссибу. Был грант на проект «Мелодии из мобильника»: в рамках этого проекта мы проехались по селам республики с бесплатными концертами для школьников. Во многих деревнях не то что дети, взрослые никогда не слышали звучание живого оркестра!
Благодаря помощи «Татнефти» осенью провели всероссийский конкурс композиторов, который, по сути, стал международным.
Сейчас мы выиграли грант от компании «РИТЭК» на проведение концерта в рамках нашей программы «Звёзды из Завтра» в Альметьевске. До этого концерты проходили только в Казани. Я не первый год уже предлагаю расширить проект до республиканского уровня: у нас так много талантливых детей! С ними надо работать, открывать, давать «музыкальный пендель», если хотите, чтобы они росли, развивались.
Через «Звёзды из Завтра» прошло уже более 500 детей, среди которых пианист без пальцев Алексей Романов – после участия в нашем концерте – он без преувеличения стал известен всему миру, кураист Камиль Фатыхов, который после участия в «Звёздах» получил приглашение на конкурс «Синяя птица». Мы гордимся всеми без исключения участниками этой программы, следим за их успехами и радуемся победам ребят.
Надеюсь, в министерстве культуры меня услышат, и мы сделаем, наконец, программу в других городах Татарстана независимо от грантов.
– О чем вы ещё мечтаете?
– В глобальном отношении все мои мечты сбылись. Семья просто замечательная: жена, дети. У меня есть дом, куда с удовольствием прихожу, и у меня есть работа, куда я также с удовольствием прихожу.
– Рустем Юнусович, как отмечаете личный юбилей?
Он прошел в двух актах – «с многочисленными антрактами и одним длительным перерывом». Так написано на нашей афише. 3 апреля мы устроили наш традиционный первоапрельский «капустник», в котором участвовали многие творческие коллективы Казани, а к 26-му апреля подготовили более серьезную программу. Мы пригласили замечательного скрипача Графа Муржу, нашего многолетнего друга – теперь уже французского виолончелиста Марка Дробинского, приму Краснодарского театра Гюльнару Низамову, уникального гобоиста Алексея Балашова, будет наш прекрасный казанский пианист Евгений Михайлов. Ну а после этих празднований начинаем готовиться к 30-летию оркестра. Программа следующего сезона у нас уже сформирована.