Феерично завершился в воскресенье седьмой международный фестиваль «L’arte del arco» в воскресенье, 17 марта в БКЗ им. Сайдашева. До этого было два великолепных концерта скрипичной музыки в Казани, по одному в Нижнекамске и Набережных Челнах и несколько мастер-классов для одаренных детей от ведущих «смычковых» музыкантов Европы и Америки. Даже музыканты оркестра La Primavera с сожалением отмечали, что слишком быстро прошли мгновения этого праздника, который длился всю неделю.
Только в полетах живут самолеты
Худрук оркестра Рустем Абязов перед каждым концертом благодарил Минкульт РТ, потому что без их поддержки ничего бы не состоялось. Поскольку солистов, которых Абязов приглашал в Казань, очень востребованы и заполучить их – непростое дело.
Российский альтист Даниил Гришин является номинантом престижной премии Grammy Awards. Его приглашают концертмейстером альтов сразу в несколькие оркестры мира, среди которых Orchestra Kanazawa и Аmsterdam Sinfonietta. Публика услышала довольно непростую программу: романс №2 F-dur, сонату для большого альта с оркестром Паганини и монолог для альта и струнных Шнитке. На вопрос корреспондента «Вверх», как можно приучить публику слушать серьезную музыку, а музыканту, соответственно правильно преподнести ее, маэстро ответил:
«Должно быть абсолютное желание понять друг друга.
Так бывает, что людям не нравится то, что происходит на сцене. Они сразу начинают клеймить, дескать, плохая музыка, или непонятная.
Но надо сделать попытку послушать произведение от начала и до конца, и услышать какое-то зерно, уловить какой-то элемент. То есть сделать над собой усилие и уделить внимание.
То же самое и со стороны артиста. Он должен делать все максимально искренне и быть таким, какой ты есть. Не пытаться специально понравиться публике, а просто представить все самое лучшее, что ты умеешь, пусть публика решает. Быть искренним, не изображать каждую эмоцию, не прыгать, не пританцовывать, а душу приоткрыть. Не надо нараспашку, но что-то рассказать посредством музыки, что-то важное, ценное, что в повседневной жизни никому рассказывать не собираешься».
Сам Гришин считает себя пропагандистом струнной смычковой музыки и для него поездка в Казань и Набережные Челны – это возможность сыграть редко исполняемое сочинение. Речь идет о «Монологе для альта и струнных» Шнитке. Как заметил музыкант, это знаковое произведение для всех альтистов.
Поменять скрипку на альт Даниилу Гришину настоятельно посоветовал его отец – дирижер. Дескать, скрипачей много и пробиться через их талант будет нелегко. Кроме того, сам музыкант высокого роста и заявляет, что с альтом чувствует себя куда комфортнее, чем с небольшой скрипкой. Сам он играет на инструменте 2006 года, сделанном в Страсбурге мастером по имени Жан Кристов Граф. Гришин очень интересно отозвался о своем инструменте, сказав: «Я очень счастлив с этим инструментом». Обычно так говорят о своей второй половинке...
«Мне нравится его звучание и сила. Когда вы играете с оркестром, нужен сильный инструмент. Чтобы была большая амплитуда для разнообразной динамики. У него все это есть. И очень богатый тембр. На нем можно делать все, что угодно. От самого тихого звучания до самого громкого».
По словам альтиста, нормальный музыкант очень древний инструмент купить себе позволить не может. Это только удел богатых людей, потому что стоимость безумна высока. Но сейчас многие музыканты берут инструмент в аренду или им помогают какие-то фонды.
«У многих крупных банков в Европе есть серьезные фонды, которые приобретают исторические инструменты старых мастеров, - говорит Даниил Гришин. И Совет банка может предоставить возможность играть на этом инструменте. У нас в стране это носит больше частную инициативу. Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев уделяют поддержке молодых музыкантов большое внимание. Как в известной песне поется, «только в полете живут самолеты». Инструмент живет только тогда, когда звучит. Он не должен висеть в музее. Я этого не совсем понимаю.
Правда, есть какие-то очень исторические экземпляры, как скрипка Паганини. И то, ежегодно на ней специально играют, чтобы сохранять инструмент в кондиции. А то всякие древесные жучки не дремлют».
Словацкий скрипач Далибор Карвай является профессором Венского университета музыки и исполнительского искусства и победителем престижных международных конкурсов. Как ни странно, перепробовав огромное количество, что называется, «инструментов с историей» в том числе и скрипки Паганини, тоже остановился на молодом инструменте 2018 года выпуска. Причина отчасти та же: дороговизна антикварных скрипок.
«Когда ты берешь древний инструмент, он звучит действительно очень красиво. Ничего не скажешь. Но у каждого старинного инструмента свой специфический звук, который ты никак не можешь изменить. Новый инструмент хорош тем, что там можно искать звук и делать его таким, каким ты хочешь, он быстрее реагирует на каждого исполнителя».
Публика оценила звучание новой находки Карвая, на которой он исполнил для казанских зрителей концерт №1 для скрипки с оркестром Паганини и фантазии «Кармен» Бизе - Сарасате.
Завершился концерт маленьким хулиганством от Рустема Абязова. По сложившейся традиции, когда публика не хочет, чтобы концерт заканчивался, он на бис объединяет в одном номере всех приглашенных в этот вечер музыкантов, которые, может быть, никогда бы совместно на одной сцене не сыграли. Не стал исключением и этот вечер.
Олеся Ткаченко
|