рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

«Звуки советских скрипок, выпускающихся мебельными фабриками, не мог выдержать даже взрослый»

20.03.2019 | Портал "Вверх"
В Казани стартовал VII Международный фестиваль «Искусство смычка»

Накануне стартовало официальное открытие VII Международного фестиваля L'arte del arco, что в переводе с итальянского означает «Искусство смычка». Каждый раз маэстро со своим камерным оркестром La Primavera готовит какой-нибудь эксклюзивный сюрприз, и каждый раз он удается. Публика уходит с концертов перенасыщенная энергией и впечатлениями.

На этот раз он пригласил в Казань восходящую звезду Ирмину Тринкос – гречанку, но проживающую в Польше и виртуоза Стефана Миленковича – серба, проживающего в США. Во время балканского конфликта он был первым послом детства, но, к сожалению,  как мы знаем из истории, это не помогло…

«Если на первом фестивале были только скрипачи, то потом мы стали приглашать и альтистов, и виолончелистов, и даже был хороший контрабасист из Словакии», - вспоминает Абязов.

«Потом появились уже и ансамбли – Растрелли, и квартет им. Глинки.  Поэтому сегодня мы приглашаем всех, кто связан  со струнно-смычковым искусством».

Художественный руководитель оркестра признался, что вначале подбираются солисты, кто будет принимать участие в фестивале, затем обговаривается программа, какую они хотели бы сыграть. Рустем Абязов старается расширять как географические, так и жанровые рамки.

Скрипач Стефан Миленкович прекрасно понимает русский язык, но говорить предпочитает на английском. Он не первый раз в России, но впервые в Казани и очень хорошо отзывается о камерном оркестре РТ. 

«Господин Абязов — маэстро по праву, прекрасный эксперт и лидер. По сути. Этот фестиваль полезен не только для самого оркестра, но и для приглашенных музыкантов, поскольку каждый получает неоценимый опыт», - говорит  Миленкович.

Скрипач признался, что к  каждому концерту идет особая подготовка, но важен не только сами репетиции, но и все факторы, которые до и после концерта происходят. Важна атмосфера. И в Казани с ней было все великолепно. Каждый из приглашенных гостей помимо выступления дал еще по двухчасовому мастер-классу для детей, занимающихся в музыкальной школе.

«У меня у самой был преподаватель по скрипки из России, поэтому я погружена в тонкости вашего образования»,  - призналась  Ирмина Тринкос. - И я горжусь вашими детьми, поскольку они восхитительны! Сегодня у меня был мастер-класс с шестью ребятами от маленького возраста до колледжа, и я поражаюсь, насколько у них разный характер,  каждый - индивидуальность, и это очень удивительно, что дети в России столько занимаются с инструментом. И это очень серьезно».

«Россия очень богата талантами и мы знаем, что у вас многие музыканты стали мировыми звездами»,-  поддерживает коллегу Стефан Миленкович. И видно, что это воспитывается в русской культуре. Это очень хорошо заметно по детям. 

Рустем Абязов объясняет этот феномен просто. Как бы не пытались в последние годы все испортить, но до сих пор советско-российская система музыкального образования очень отличается от других стран. Такой выстроенной системы, которая начинается от музыкальной школы через училище и вузов, и даже есть специализированные музшколы при вузах, которые  совмещают специальное и общее образование – такое редко где можно увидеть.

«Хотя мы все пытаемся сделать как на западе, - говорит маэстро.  И музыканты борются за то, чтобы все, что уже создано, это не разрушили».

Серб играет на инструменте итальянского мастера Гваданини 1873 года. Говорит, что иногда устает от игры, но он просто влюблен в музыку, и именно через нее реализуется. Тринкос играет на скрипке тирольского мастера Якова Штайнера 1670 года. Они в свое время ценились больше скрипок Страдивари.

Корреспондент портала «Вверх» поинтересовался, как сохранить у современных детей любовь и привязанность к инструменту, когда вокруг столько соблазнов.

«Некоторые дети фанатеют, а некоторые не признают эти занятия, - говорит Стефан. - И нужно найти баланс между своей жизнью и этими занятиями строго по расписанию. В конце люди счастливы от того, чему обучились, и по-настоящему получают удовольствие от игры».

«Когда вы выходите на сцену, то должны уметь переключаться, перестраиваться, и воспринимать игру не как какое-то дело, а восхищение от самого процесса, - говорит Ирмина. Именно в этот момент происходит настоящая связь с публикой, и это очень важно».

«Если ребенок поцелован богом, то его отвратить от инструмента будет невозможно, - говорит Абязов. - У нас в советское время не было мастеровых детских скрипок.

Они покупались в магазинах, и были изготовления какой-нибудь мебельной фабрикой.  Это были не скрипки, а какой-то кошмар.  И звуки, которые извлекались из этих инструментов, не мог выдержать даже взрослый.

А детям, которым это дано от Бога, через подобное испытание проходили и становились  настоящими музыкантами».

Маэстро признался, что сам учился на подобном музыкальном инструменте.

Но на концерте с виртуозностью и великолепным звучанием все было хорошо. Публика услышала шедевры скрипичной музыки. Стефан исполнил цыганские напевы Сарасате и каприсы Паганини. Всего их 24, и требуют от скрипача особой виртуозности, поскольку нужно долгое время держать внимание зала, выступая один на один, что называется, без оркестра.

Но на фестивале прозвучало очень оригинальная версия пяти каприсов. В этом году отмечается 90-летие выдающегося советского композитора Эдисона Денисова, который в свое время был лидером неформального движения, куда входили София ГубайдулинаАльфред Шнитке и многие другие. В нашей стране его долго не признавали как авангардиста, а на Западе его называют Моцартом XX века. И он написал аккомпанементы к пяти каприсам Паганини. И получилось очень оригинально.

И у Ирмины Тринкос тоже были интересные произведения. К примеру, фантазия Венявского на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст» вообще редко кто играет на скрипке.

Как и положено на Абязовском фестивале, в конце концерта гостей объединили в один ансамбль, и они сыграли часть второго концерта Баха.

К слову, в рамках фестиваля L'arte del arco концерты будут проходить еще в Набережных Челнах и Нижнекамске. Но нечто оригинальное состоится в БКЗ 15 марта. Абязов обещает сразу 4 премьеры.

Олеся Ткаченко



Все публикации

Ближайшие концерты

Арфа в джазе
Арфа в джазе

25 ДЕК
На одной волне
На одной волне

12 ЯНВ
Звезды из Завтра: Казань
Звезды из Завтра: Казань 24 ЯНВ
ДЕСЯТИЛЕТОЧНОЕ БРАТСТВО
ДЕСЯТИЛЕТОЧНОЕ БРАТСТВО 10 ФЕВ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону +79003246021. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 - 17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

Впервые в Казани будет представлена «Восточная рапсодия»
05ДЕК
В Казани открывается IX «Абязов-фестиваль»
29НОЯ
Ассоциация скрипичных мастеров привезет в Казань 20 струнных
01НОЯ

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр