Но чтобы прогрессив-рок (который более чем другие стили рока заслуживает «академизации»), да не просто с оркестром, а ещё и с хором – такого точно не было. Концерт прошёл в рамках международного «Абязов-фестиваля», который уже в шестой раз проводит народный артист Республики Татарстан, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. Все программы нынешнего фестиваля отличались неординарностью: тут и песни The Beatles в «барочной» аранжировке, и оркестровое переложение альбома «The Dark Side of the Moon» Pink Floyd, и рок-литургия Олега Сакмарова «Пантикапейский дневник». Замыслы маэстро Абязова привлекают неизменное внимание публики: оркестр популярен и любим как в родной Казани, так и за далеко за её пределами, гастролирует по всему миру.
В поисках подходящего коллектива для проекта, который объединил бы рок и классику, Рустем Абязов обратился к своему другу и однокласснику по спецшколе при Казанской консерватории Олегу Сакмарову, а тот, в свою очередь, посоветовал группу «Арутюнов и Quorum». Абязов съездил в Москву, послушал концерт в одном из клубов и убедился – оно! «Арутюнов & Quorum» существуют уже четыре года – в декабре 2014-го известный блюзовый и рок-певец Николай Арутюнов («Лига блюза», «Четверг Арутюнова», Funky Soul и др.) и молодая московская прог-команда Quorum впервые вместе вышли на сцену, чтобы исполнить классику британского прогрессив-рока 1960-70-х годов. Программы постоянно обновлялись – от наиболее близких Арутюнову ELP и Procol Harum репертуар расширялся в сторону Pink Floyd, Yes, Genesis, Van Der Graaf Generator, King Crimson. Подготовка к концерту в Казани длилась почти год. Делались аранжировки, писались партитуры, разучивался материал – кстати, на 80% новый у группы в сравнении с тем, что доводилось слышать в последнее время. За это время Николай ещё и поучаствовал в телешоу «Голос 60+», где исполнил в том числе «Can’t Find a Reason» Atomic Rooster, и пусть победителем не стал, но армию своих поклонников увеличил и упрочил.
Аранжировщиком проекта выступил молодой, но уже хорошо известный казанский композитор, член союза композиторов Российской Федерации и Республики Татарстан Ильяс Камал. Над оркестровками он работал, используя и оригинальные записи, и исполнение группы «Арутюнов & Quorum», и, собственные композиторские идеи – чтобы оркестр (а во втором отделении – и хор) был не просто дополнением к рок-группе, а составлял с ней единое целое, звучал в балансе, а кое-где и «сверкнул» бы солирующими партиями. Надо сказать, что у него это блестяще получилось, все задуманные детали были к месту и хорошо прослушивались. К сожалению, насладиться плодами трудов своих автор не смог – поприсутствовав на репетиции, Ильяс убежал на другой концерт, где исполнялись его собственные произведения…
Картинки с фестиваля
…Красивейший концертный зал имени Салиха Сайдашева с национальными узорами из наборного мрамора по стенам. На сцене – орган, который удалось послушать перед саундчеком (там занимался органист), но вот использовать в исполнении – увы, а было бы круто! Впрочем, настройка рок-группы, оркестра (пусть и камерного) и хора – дело сложное, забот и без того хватало. Барабанную установку Сергея Никонорова огораживали прозрачными акустическими панелями, дирижёру устанавливали дополнительные мониторы. Через несколько минут по окончании саундчека народ хлынул в зал. Тут и молодёжь (как рокерского вида, так и нет), и люди среднего и старшего возраста, и семьи с детьми. Аншлаг, свободных мест нет!
Открыл концерт маэстро Абязов – он произнёс небольшую речь о прогрессив-роке, о его роли в рок-музыке 1960-70-х годов, представил музыкантов. Начали программу с фрагмента «Картинок с выставки» – это тоже была идея худрука фестиваля, в юные годы увлекавшегося группой ELP. Струнные заиграли раздумчивый и в то же время бодрый мотив «Прогулки». Затем краткий отрывок из «Бабы-Яги» в исполнении клавишника и лидера Quorum Дмитрия Штатнова – и звучат торжественные «Богатырские ворота» («The Great Gates of Kiev») – с колокольным перезвоном, помпезным саундом (в самом начале оркестр в миксе чуть «провалился», но это было быстро выправлено звукорежиссёрами), мощным вокалом Арутюнова. Лучшего вступления, пожалуй, не придумаешь – синтез русской классики и зарубежного прогрессив-рока, XIX века и века XX прекрасно подходил кроссжанровой идее фестиваля.
Для этого концерта «Арутюнов & Quorum», как уже говорилось, подготовили много нового материала. Композиции выбирались либо те, что в оригинальной студийной или концертной версии исполнялись с оркестром, либо просто «просились» быть исполненными таким образом. При этом многие песни были отнюдь не хитами, но их художественной ценности это не умаляло; наоборот, они раскрывались с новой стороны, как маленькие (а порой большие) шедевры. Знатокам же было интересно услышать «незаезженную» классику вроде ранних вещей Procol Harum или целых три песни с не самого известного у нас альбома Jethro Tull «War Child», записанного в 1974 году с Лондонским симфоническим оркестром.
От Киева до Парижа
Следующая композиция – «Clear Days» из репертуара Yes – прозвучала довольно неожиданно для тех, кто знаком с оригиналом: ведь мощный баритон Николая Арутюнова отнюдь не похож на хрустальный тенор Джона Андерсона. Вокальная партия была спета на октаву ниже, и такая «вольность» песне отнюдь не повредила. Как раз, весь интерес в том, чтобы найти собственную интерпретацию! В композициях Jethro Tull флейтовые партии были переданы клавишным (ведь в камерном оркестре только струнная группа), так что общая партитура не пострадала, а «Sea Lion» захватила хард-роковой мощью. Именно на этой песне фанат из третьего ряда начал размахивать «козой» (позже его об этом даже специально просили фотографы – для соответствующего антуража на снимках). Далее две вещи из репертуара Procol Harum – романтическая «Wreck of the Hesperus» с бегущими триолями клавесина и струнными в духе задушевно-лирических тем Чайковского, и размеренная приблюзованная «As Strong As Samson», где аккорды органа были превращены в партию оркестра.
К этому моменту доверие зала уже было полностью завоёвано, и очень кстати пришлись две «сольные» вещи группы – «Piggy Pig Pig» (Procol Harum) и «The Only Way» (ELP). Первую из них «Арутюнов & Quorum» недавно тоже прославили на всю страну, исполнив в шоу «Вечерний Ургант». Так что хрюканья и прочие «приколы» пришлись кстати: песня, с одной стороны, серьёзная, с другой – с двойным дном (или фигой в кармане). А вот «The Only Way» – настоящий «церковный» гимн, причём Арутюнов и Quorum сделали его ещё весомее, убрав «легкомысленную» цитату из быстрой прелюдии Баха. В шумной «Bungle in the Jungle» Jethro Tull вновь вступил оркестр. А затем была песня – просто песня, которую к прогрессиву в строгом смысле слова не отнесёшь, но прозвучала она изумительно. «Paris 1919» американского (а по происхождению – валлийского) композитора и мультиинструменталиста Джона Кейла из одноимённого альбома 1973 года, в которой и в оригинале использован струнный оркестр, стала светлым и жизнерадостным завершением первого отделения.
Концерт, полный сюрпризов
Второе отделение готовило новые неожиданности. На сцену вышли оркестр с дирижёром, хор с хормейстером, постепенно подтянулись музыканты Qourum… но солиста всё не было. Что ж делать, пришлось начинать без него! Плывущие флойдовско-«космические» звуки синтезатора, знаменитый четырёхнотный мотив, каноническое гитарное соло в исполнении Павла Барабанова… и вот наконец пружинящей походкой к микрофону выходит Николай Арутюнов! «Remember when you were young…». Все, конечно, уже догадались, что так и было задумано – лёгкий элемент шоу ещё никому не повредил. Ключевую фразу певца подхватил хор – «Shine on you crazy diamond!» Лишь пять слов – но какой эффект! Дальше – больше: «The Court of the Crimson King» King Crimson с хоровыми аккордами в конце куплетов – как будто действительно присутствуешь при этом священнодействии, где «тихо хор поёт три колыбельные на древнем языке…» (хотя поёт вовсе и не тихо, а громко и величественно). Всегда мечтала услышать именно такой вариант исполнения! Оркестровая психоделика в среднем разделе и вновь помпезные аккорды, плюс блюзовые «украшения» в вокальной партии последнего куплета. После этого номера зал сорвался в овации.
«Afterglow» Genesis – вообще просто праздник. Эта вещь сама по себе очень приподнятая по настроению, удивительно сочетающая медативность и торжественность. Вступающие во второй половине куплета «заоблачные» клавишные, превращённые аранжировщиком в массивные аккорды хора, придали произведению просто-таки ораториальный размах. У хора здесь была совершенно самостоятельная партия, иногда перекликающаяся с солистом, иногда надстраивающаяся над общим звучанием.
Пожалуй, эта вещь стала кульминацией вечера. Николай Арутюнов от всей души поблагодарил хор «Гармония» и его руководителя Гузель Гимаеву – ведь их невероятно пассионарное исполнение (видно было, что все музыканты на сцене – и «академисты», и «рокеры» – ловят кайф) внесло новые яркие краски в общую палитру звучания.
Ну, а «The Score» Эмерсона, Лейка и Пауэлла (пластинка эта была у нас хорошо известна благодаря изданию на «Мелодии») ощущение радостного шока только закрепила. Сложная экспрессивная вещь с речитативной мелодикой, обилием диссонантных гармоний и ритмических сбивок – и длинной инструментально-хоровой кодой-апофеозом. Во время вынужденного молчания Арутюнов расхаживал по сцене, подбадривая зал и показывая, что надо бы хлопать в такт, как на рок-концерте. Успокоение пришло на той самой «Can’t Find a Reason», которую Арутюнов спел с блюзовым чувством, а хор в припеве добавил экстатики.
Морской волк
К сожалению, на этом хор покинул сцену, а Арутюнов объявил, что нас ожидает последняя песня… И прозвучала совсем уж неожиданная «The Third Hoorah» – боевитая вещь Jethro Tull, в которой атакующие клавишные-волынки, барабанные дроби и всеобщие выкрики «Ура!» сливались в бодряческий марш. Понятно, что такой несерьёзной песней концерт никак не мог завершиться. И действительно – после поклонов последовал «Lay Down Your Guns» из всё того же ELP-86, вещь гуманистическая, миротворческая, попросту человеческая. А настоящим финалом стал мудрый и прекрасный хит Procol Harum «A Salty Dog» – c солирующими фразами скрипок и виолончелей, грандиозным крещендо в конце. Сам Николай был похож на морского волка – в чёрном сюртуке, белой рубахе и берете, с перстнями на пальцах, с бутылкой, из которой периодически прихлёбывал «не коньяк», как он пояснил публике (а вовсе даже чай с лимоном).
А голос Арутюнова в сочетании с оркестром звучал просто великолепно – что ни говори, а такое мощное и разноплановое обрамление раскрывает новые грани и в вокале, и в образном строе, даёт новые эмоциональные и интерпретационные возможности.
Овации в зале, аплодисменты за сценой: оркестр и хор приветствовали сходивших со сцены рок-музыкантов. Такое тоже дорогого стоит! Общий снимок всех участников, очередь из желающих взять автографы, разговоры и вновь фотографии… Но уже пора в обратный путь, захватив с собой впечатления и воспоминания. Жаль, что такое бывает, скорее всего, лишь один раз – в наше время гастроли рок-групп с оркестром нерентабельны. Но может быть, удастся повторить, на сей раз в Москве?
Елена САВИЦКАЯ
Фото: Сергей Кузьмин.
|