рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

Рустем Абязов: «Наша задача – повернуть лицом друг к другу классику и этно»

24.11.2016 | kzn.ru
В декабре в Казани в пятый раз пройдет «Абязов-фестиваль», который каждый раз становится большим событием в музыкальной жизни города. И неслучайно – здесь нет повторений и клише, а лишь воплощение на сцене интересных и необычных идей

«КЛАССИКА И ЭТНО ИСТОРИЧЕСКИ ОЧЕНЬ СВЯЗАНЫ»

Рустем Юнусович, в этом году «Абязов-фестиваль» пройдет в 5-й раз. Как возникла идея его проведения, и как видоизменился формат фестиваля за 5 сезонов?

Р.А.: Я начал готовиться к юбилею – 50-летию, но слишком заранее, когда мне было 42 года. Придумал этот фестиваль и решил – а зачем я буду ждать столько лет? И провел его на 45-летие. Так все и началось. На 50-летие все было гораздо масштабнее, на фестиваль приехали многие знаменитые музыканты.

После этого думал, что проект не будет продолжаться. Но поговорил с музыкантами, представителями Министерства культуры РТ, и все поддержали фестиваль. Необходимо было придумать что-то другое, поменять концепцию. И возникла идея объединять на этих фестивалях классическую музыку с чем-то еще.

Третий фестиваль, который назывался «Объединяя музы», стал переломным. Было интересно объединить музыку и живопись, литературу, хореографию, музейное искусство. Более того, это был год конца света, которого все ждали 12.12.12. Я решил на этот день назначить открытие фестиваля, а закрывался он 21.12.12. Получилось все удачно. Многие СМИ тогда пиарили это мероприятие так, что вместо конца света Абязов приглашает на фестиваль.

После третьего фестиваля я не стал ставить перед собой такие масштабные задачи, как объединить все виды искусств. Четвертый фестиваль назывался «Джаз в классике и классика в джазе», а пятый будет посвящен этномузыке.

Почему была выбрана именно она?

Р.А.: Сочетание этнических инструментов со струнным камерным академическим оркестром – достаточно неизведанное направление. Есть, конечно, попытки сыграть с оркестром на дудуке. Знаю, что в Башкортостане есть интересный опыт, когда написаны концерты для курая с симфоническим оркестром. Есть для кубыза. Но все это одиночные примеры.

Я очень люблю башкирский курай - он настолько богат экспрессией, обертонами, трогающими глубины души! Однажды я слышал, как ансамбль кураистов играл музыку из «Титаника». Это настолько красиво и здорово! Потрясающе! Даже красивее, чем звучит в фильме.

На фестивале хотелось представить интересных исполнителей на этнических инструментах и их сочетание с камерным оркестром. Поэтому у нас такое неопределенное название: «Классика + этно = ?» Мы не знаем, что из этого получится. Тем более что в этот раз я решил пойти несколько по другому пути, нежели обычно.

Так, на фестивале, посвященному джазу, мы играли готовые произведения: или классические с элементами джаза, или джазовые на тему классических мелодий. Хотя, конечно, тогда тоже были произведения, написанные специально к фестивалю Мишей Пятигорским, который приезжал в Казани вместе со своим трио из Америки.

В этот раз, поскольку материал неоткуда взять, я решил обратиться к молодому, талантливому композитору Ильясу Камалову, который, пусть и не громко, но уже заявил о себе, и дать ему возможность пофантазировать. Поэтому отдал ему на откуп музыкальную часть фестиваля – всех трех концертов. Мне кажется, для него это хороший шанс показать свои композиторские способности.

Где эти точки соприкосновения классики и этно?

Р.А.: Начнем с того, что классические инструменты возникли в процессе эволюции из этнических инструментов. Мы исторически очень связаны. Эти музыкальные направления развиваются каждый по своему пути. Наша задача – повернуть их друг к другу лицом.

«АЛЬБИНОНИ НА ДУДУКЕ ВМЕСТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ – ЭТО БУДЕТ ГЕНИАЛЬНО»

Как проходил выбор музыкальных коллективов и артистов – участников 5-го фестиваля?

Р.А.: Мы хотели, чтобы все три концерта были совершенно разными. На первый концерт мы пригласили интереснейший ансамбль «Indialucia» (Индия/Польша). В его названии слышно «Индия» и «лусия» – от Андалусии. Действительно, они играют на андалузской гитаре, индийской ситаре и индийских перкуссионных инструментах – такое сочетание несочетаемого. Плюс к этому камерный оркестр – это будет интересное «месиво».

На второй концерт мы пригласили двух солистов: дудукиста из Санкт-Петербурга Арсена Григоряна и самого знаменитого гусляра России Гудимира (Максим Анохин – прим. автора). Стоит сказать, что в Казани с классической сцены дудук будет звучать во второй раз. В первый раз этот инструмент прозвучал на мировой премьере «Пантикапейского дневника». А вот гусли живьем я никогда не слышал.

Завершает фестиваль знаменитый казахский этно коллектив «Туран».

У нас была идея пригласить грузинский вокальный ансамбль. Мы вели переговоры, но пригласить тех, кого мы хотели, не получилось по финансовым причинам, а те, кто мог приехать, не очень понравились нам.

Долго ли шла работа над музыкальной частью фестиваля?

Р.А.: Мы с Ильясом Камаловым наметили примерную программу. Около полугода он работает над тем, чтобы в каждом концерте была какая-то увертюра, что-то исполнял приглашенный коллектив, что-то – оркестр, а потом большую часть концерта – мы выступали вместе.

Некоторые вещи мне понятны. Например, как будет звучать Альбинони, исполненный на дудуке, который, на мой взгляд, один из красивейших духовых инструментов, вместе с камерным оркестром. Я считаю, что это будет гениально, просто божественно. А как будет звучать турановский кубыз и другие казахские инструменты – я пока представляю с трудом. В этом и есть весь интерес.

Мы дали материалы Ильясу Камалову в начале лета. Другое дело, что, например, с ансамблем «Indialucia» окончательно вопрос решился месяца 1,5-2 назад. Так что сейчас Ильяс Камалов готовит материал для концерта с «Indialucia».

Сложно ли было пригласить этот коллектив?

Р.А.: Они востребованы. Надо было решить финансовые, организационные вопросы. Но мы начали подготовку загодя, и с этой точки зрения успели вовремя. Кроме того, исполнители, которые входят в состав ансамбля, живут в разных странах.

В первую очередь, этот коллектив должен привлечь интересным сочетанием инструментов. Убежден, например, что ситара в Казани в таком формате никогда не звучала. Индийская музыкальная культура – очень необычная и для нас не очень понятная. Мы в свое время, два года назад взорвали Казань приглашением скрипача Субраманиама из Индии. Я знал, что это легенда скрипичного искусства, что это не то, к чему мы привыкли. Когда он давал концерт здесь, в Казани и Нижнекамске – это был фурор. Он приезжал с сыном, музыкантами-ударниками. Мы продолжаем это направление – знакомство с индийской музыкой. Хотя в данном случае знакомство будет опосредованным, потому что это будет не чисто индийская музыка, а в сочетании с европейской.

«МУЗЫКА ТРОГАЕТ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ В НЕЙ ОТРАЖЕНА ЛЮБОВЬ ИЛИ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ ВЕЧНОСТИ»

Почему на фестиваль заявлен только один казанский коллектив – «Трикветра»? И много ли в городе исполнителей этнонаправления?

Р.А.: Во-первых, этим немного кто занимается. Во-вторых, фестиваль призван знакомить публику с теми, кого они не очень знают, и с теми, кто признан в мире. Мы стремились к этому и, мне кажется, достигли.

Коллектив «Туран» бывал в Казани, на этническом фестивале. Но я живьем этот коллектив не слышал, только в записи. «Indialucia», насколько мне известно, не была здесь.

Казанский коллектив – молодые ребята, увлеченно занимаются своим делом. У них интересные инструменты, например, диджериду - один из старейших духовых инструментов в мире, который издает только один звук, но им можно творить чудеса. На меня он действует как на первобытного человека, наверное, действовали барабаны. Что-то подсознательное всплывает.

А много ли в городе коллективов, которые исполняют музыку этнонаправления, мне трудно сказать. Классика и этно - это два немного параллельных музыкальных мира, которые не очень соприкасаются. То, что происходит в мире этнической музыки, даже в Казани, мы, академические музыканты, почти не знаем. Равно, думаю, как и наоборот: они не очень в курсе того, что происходит в классической музыке. На фестивале будет попытка объединить их и посмотреть, что из этого получится.

На закрытии фестиваля прозвучит «голос великой степи». Насколько он близок вам?

Р.А.: «Туран» - это один из именитых и мастерских ансамблей этнической музыки. В этой музыке есть ощущение вечности. Я считаю, что музыка трогает человека только в том случае, если в ней отражена любовь или есть ощущение вечности. В остальных случаях она проходит мимо: она может ласкать ухо, но душу не затронет.

«СЧИТАЮ СЕБЯ НЕСЧАСТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ – Я СЛУШАЮ МУЗЫКУ КАК ПРОФЕССИОНАЛ»

Как бы вы охарактеризовали аудиторию «Абязов-фестиваля»?

Р.А.: Здесь нет целевой аудитории, самый широкий круг слушателей. Это неравнодушные, интересующиеся люди, прежде всего, любящие музыку. В любом случае на фестивале будет звучать музыка, а любопытствующим мы представим еще и необычную музыку, необычные сочетания, звучания.

Это не для профессионалов, однозначно. Если он профессионал в классическом искусстве, будет с пренебрежением относиться к этно, и наоборот. С профессионалом всегда трудно. Поэтому я считаю себя несчастным человеком – я слушаю музыку как профессионал и не могу ею наслаждаться – начинаю ее «препарировать» и думать не о том.

Не планируете ли проводить «Абязов-фестиваль» не раз в два года, а чаще?

Р.А.: Мы это обговорили и с Министерством культуры РТ: фестиваль «L'arte del arco» проходит ежегодно, а «Абязов-фестиваль» – раз в два года. Это удобно со многих точек зрения, в том числе с финансовой.

Есть коллективы, которые проводят фестивали «на готовеньком»: есть оркестр, солисты, которых можно пригласить – надо только разложить, договориться с солистами. В «L'arte del arco» мы идем по такому пути, ничего не сочиняем. Главное – найти топ-музыкантов, которые бы представляли струнно-смычковое искусство.

В «Абязов-фестивале» другое, все делается практически с нуля. Проводить его чаще, чем раз в два года будет физически тяжело.

Классика сочеталась с джазом, сейчас – с этно. Есть ли уже идеи по поводу шестого фестиваля?

Р.А.: Это самый сложный вопрос! Меня он тоже уже начинает беспокоить: а что через два года? Мне трудно сказать. По поводу «Классики и этно» мне мысль пришла через год после четвертого фестиваля. Пока два года впереди, один год на размышления, один – на организацию.

Алсу Сафина



Все публикации

Ближайшие концерты

ОПЕРА ПОД РОЖДЕСТВО
ОПЕРА ПОД РОЖДЕСТВО
20 ДЕК
Вечер рождественских фантазий
Вечер рождественских фантазий
25 ДЕК
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА
24 ЯНВ
ПРИНОШЕНИЕ ШАЛЯПИНУ
ПРИНОШЕНИЕ ШАЛЯПИНУ
07 ФЕВ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону 8-927-461-15-14. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 -17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

КАЗАНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР LA PRIMAVERA ОБЪЯВИЛ КОНКУРС ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ
01АВГ
LA PRIMAVERA И ЖИЛЬ АПАП ОТПРАВЯТСЯ В КОНЦЕРТНЫЙ ТУР ПО ТАТАРСТАНУ
10ОКТ
LA PRIMAVERA ПРЕДСТАВИТ НОВЫЙ ПРОЕКТ
28СЕН

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр