рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

Олег Сакмаров: Сегодняшняя Казань слишком буржуазный город

10.11.2016 | http://vverh-tatarstan.ru/
Отыграв в казанском БКЗ вместе с оркестром «Ла Примавера» и Рустемом Абязовым мировую премьеру - рок-литургию собственного сочинения «Пантикапейский дневник», известный российский рок-музыкант Олег Сакмаров рассказал «Вверх» о месте Казани в культурном поле страны, великом рок-н-ролльном надувательстве конца 80-х и о том, на какой вопрос должен ответить себе каждый музыкант

В любой стране должны быть разные места силы, которые тянут в разные стороны. Америка только выигрывает от противопоставления культур восточного и западного побережий - этот конфликт очень плодотворно разрешается в музыке, прежде всего в роке. В нашей культуре тоже очень эффективно противостояние более космополитичного Питера и более консервативной Москвы. А сейчас в лице Казани реально добавляется третья сила – Восток. И если мы не дураки, мы должны использовать эти три опоры для развития страны.

Хотя сегодняшняя Казань кажется мне излишне буржуазным городом. Город очень хороший и интересный, но сейчас он проходит этап своеобразного реванша. Казань вырвалась из нищеты и культурной изоляции позднесоветских лет, резко похорошела и вдруг стала буржуазной, слишком озабоченной внешним благополучием и эффектными акциями. Может быть, здесь и есть какие-то андеграундные вещи, но лично я их пока не увидел. Это закономерная стадия, которая бывает везде, но хочется, чтобы в Казани она прошла скорее - прошло это желание жить комфортно и благополучно и снова появились здоровые нигилистические, хиппистские, панковские тенденции.

Правда, и в мировом культурном процессе особой революционности сейчас нет. Поэтому современная западная музыка мне неинтересна, все превратилось в шоу-бизнес. Даже панк-музыка буржуазна. Недавно мы выступали в Сокольниках, и после нас вышла московская панк-группа - молодая, очень хорошая, публика ее на ура приняла. И я грустно так пошутил с товарищем: вот они играют настоящий классический панк, хорошо играют, но ведь все равно думают не о том, как общество изменить, а о том, как денег заработать. И вдруг они заканчивают свое выступление и говорят: видим, что вам понравилось, так что ждем приглашений на корпоративы.

Замысел «Пантикапейского дневника» в том, чтобы - ни много ни мало - изменить атмосферу в мире. В этом смысл любой литургии, она всегда имеет сакральный смысл. И я надеюсь, что после этого действа мир действительно станет лучше.

Конец 80-х годов – время духоподъемное, радостное и интересное для творчества, но я по нему не ностальгирую. Я очень огорчен тем, что все это вылилось в пресловутый бандитский капитализм. Такое ощущение, что нас обманули тогда - всех, кто хотел чего-то хорошего, в том числе рок-н-рольщиков. Спровоцировали участвовать в разрушении, а взамен шиш с маслом показали. Наверное, отчасти мы сами в этом виноваты. Наши иллюзии не совпадали с нашими возможностями.

Илья Кормильцев, духовный лидер группы «Наутилус Помпилиус», писал о том, что русский рок с его перестроечными гимнами использовали как дубину для разрушения добротной крепкой системы. Ее разрушали со всех сторон, и в ход шло всё, в том числе мы. Кормильцев осознал это ближе к смерти, к середине 2000-х. Он был моим другом, и мне очень интересно, что бы он сказал по поводу нынешнего хаотического нагромождения событий. Я даже не могу себе представить, как бы он реагировал. Сейчас настолько все усложнилось, что однозначных ответов быть не может. «Правда всегда одна» - сказал он в песне «Тутанхамон». Замечательная, ударная фраза, и надо к этому стремиться, но… Сейчас столько правд, что невозможно понять, к какой примкнуть.

Мою евразийскую философию стопроцентно определил тот факт, что я вырос в Казани. Я со скепсисом отношусь к ценностям чисто западноевропейской культуры и с пиететом - к тем, что приходили с Востока. И мне очень нравится теория, что ордынское нашествие не было таким разрушительным явлением, каким его описывает официальная историография, что это был симбиоз славянской и степной культур. И лично мне хочется считать себя плодом этого симбиоза. Казань - как раз та точка, где то и другое пересекается и сливается в удивительный культурный сплав. Очень гармоничный, между прочим, в отличие от многих других регионов, где это взаимодействие принимает экстремистские формы.

Евразийские идеи аранжировок «Русского альбома» и многое другое – это явление, выросшее корнями из казанской почвы. (Как вспоминал позже Борис Гребенщиков, «Русский альбом» родился из предложения Сакмарова, высказанного мимоходом на первой после многолетнего перерыва репетиции «Аквариума»: отчего бы нам не съездить с концертом в Казань?: «Эта простая фраза повлекла за собой полтора года гастролей и коренной поворот в музыке». – «Вверх»). Хотя я всю сознательную жизнь, с 17 лет, провел в абсолютно европоцентричном Питере и считаю себя порождением питерской культуры, но казанская закваска очевидна. Меня даже биологически сейчас все больше и больше тянет в Казань.

Музыка очень интуитивное искусство. И в этом ее огромные возможности. Тем более в сочетании с поэтическим словом. Все литургии, все мистерии воздействуют прямо на подсознание и даже просто на биологические функции, на организм. Ведь совершенно очевидно, что все наши жизненные колебания и синусоиды совпадают с функциями планет, с мировой гармонией. То есть наше маленькое личное время резонирует с огромными, очень длительными явлениями мирового масштаба. И музыка – это посредник, притом отличный, между нашими и мировыми колебаниями. Собственно, об этом еще Платон и Пифагор говорили.

А вот в создании музыки интуитивное надо стараться фильтровать. Музыкант должен очень отчетливо отвечать перед самим собой за то, что он делает. Интуиции, красивости, эстетическая форма – все это хорошо, но этим творчество не исчерпывается. Все делается для чего-то. Всегда присутствует этический вопрос - что такое хорошо и что такое плохо. И еще один - кому ты служишь своим искусством. На эти вопросы музыканту, как и любому художнику, отвечать очень трудно, но необходимо. Иначе тебя заведет неизвестно куда.

Записал Рустем Шакиров



Все публикации

Ближайшие концерты

ОПЕРА ПОД РОЖДЕСТВО
ОПЕРА ПОД РОЖДЕСТВО
20 ДЕК
Вечер рождественских фантазий
Вечер рождественских фантазий
25 ДЕК
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА
24 ЯНВ
ПРИНОШЕНИЕ ШАЛЯПИНУ
ПРИНОШЕНИЕ ШАЛЯПИНУ
07 ФЕВ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону 8-927-461-15-14. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 -17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

КАЗАНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР LA PRIMAVERA ОБЪЯВИЛ КОНКУРС ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ
01АВГ
LA PRIMAVERA И ЖИЛЬ АПАП ОТПРАВЯТСЯ В КОНЦЕРТНЫЙ ТУР ПО ТАТАРСТАНУ
10ОКТ
LA PRIMAVERA ПРЕДСТАВИТ НОВЫЙ ПРОЕКТ
28СЕН

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр