рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

Кантри с татарским акцентом

22.04.2020 | Портал "Вверх"
Маэстро Абязов приготовил для эстрады необычный подарок

Кажется, самоизоляция начинает давать свои приятные творческие плоды. Дирижёр и создатель оркестра La Primavera Рустем Абязов как законопослушный гражданин, находясь дома, решил разобрать свои архивные записи и поделиться ими с общественностью. Теперь для публики откроется ещё одна грань таланта маэстро – создателя необычных песен для татарской эстрады. За что Абязова не сразу пустили на радио, как он стал народным в Башкирии и почему решил выйти в интернет – в материале корреспондента портала «Вверх».

«Любовные частушки» под баян

- Рустем Юнусович, почему вы решили сочинять песни для татарской эстрады?

 - А мне и не приходило в голову, что я могу писать какую-то иную музыку, кроме татарской. Первые мои опыты случились ещё в 1984 году. Потом я в составе творческой бригады поехал на гастроли по республике. Я тогда работал в Татарской государственной филармонии скрипачом. Это была долгая поездка - около трёх недель мы колесили по всему Татарстану.

В нашей бригаде со своим номером оказалась известная поэтесса-песенник Гульшат Зайнашева. И она говорит: «У меня есть стихотворение для песни, ты случайно музыку не сочиняешь»? И дала мне стихотворение «Улыбнись вновь». А находились мы в каком-то селе, где клавишный инструмент было не найти. Было это летом, когда культурные учреждения, тем более в деревне, не работают. Но я какими-то правдами и неправдами напросился в местный клуб, пропал там часа на три. И потом показал результат своей работы Зайнашевой. Она, честно говоря, обалдела от скорости, удивилась, и песня ей понравилась.

Через какое-то время она вновь подходит и говорит, что вынашивает песню «Афганистан». Тогда эта тема была очень болезненна для многих.  Гульшат апа показала мне наброски, и я опять пропал в каком-то деревенском клубе. В итоге её очень тронула моя песня, но её судьба не сложилась. Тема Афгана довольно быстро стала запретной, хотя я эту композицию успел записать на радио и исполнить на концерте.

У  нас в бригаде была певица и актриса Резеда Тухватуллина. И Гульшат апа говорит: «А давай, мы для неё что-нибудь сочиним». И тут же, как говорится, «в полях» появились «Любовные частушки». Резеда не была профессиональной певицей, но в итоге номер удался, и песню она исполняла под аккомпанемент баяна. Естественно, по приезде в Казань, мы эту композицию решили записать на радио. В то время все аранжировки делались на синтезаторе. Я добавил туда ещё и скрипку – получилось в стиле кантри.

А в радийный фонд могли пройти только те произведения, которые одобрит худсовет.  Мне тогда сказали: как может быть татарская музыка с таким «американским» аккомпанементом! И не пропустили. Через некоторое время известная татарская певица перепела её под баян, и частушки «на ура» вошли в фонд радио. 

- Откуда у вас такая любовь к кантри?

- Я очень старался расширять свой музыкальный кругозор.  Кроме того, я сам пел в группе в таком ковбойско-залихватском стиле. Ну и интересно это. Кантри-то кантри, но там есть и пентатоника, которая характерна для музыки татарской. Как и в ирландской музыке. 

Я тогда за два года насочинял кучу песен, и встала проблема найти для них исполнителей. Поскольку практически все мои «нетленки» не слишком вписывались по стилистике в привычную татарскую эстраду - я всё-таки много слушал и Стиви Уандера, и Барбару Стрейзанд, и других - пришлось самому взяться за их исполнение. Песни, хотя и пелись на татарском языке, звучали не «по-татарски» (так мне говорили члены худсовета радио). А тогда не попасть в фонд радио означало для песни безвестность.

Я по-настоящему очень благодарен тем людям, которые сберегли эти фонограммы, не стёрли эти студийные записи после их отвержения худсоветом. Поскольку когда я лет через пять стал «Абязовым», я пришёл на радио и спросил: «Вы почему тогда мои песни не пропустили?» Они ещё раз послушали и пропустили. Но для этого нужно было, чтобы прошло какое-то время, а я стал более известным.

В Башкирии – уже народный

- Вас не стали приглашать на «Голубые огоньки»? По сути, то, что вы сочиняли, не было похоже на татарскую эстраду и звучало как-то по-новому.

- Да, участвовал в одной из новогодних программ, не помню, в каком году, записи у меня, к сожалению, не сохранилось. Помню, что прозвучала песня «Новогодний подарок». Спели мы ее втроём: Венера Ганеева, Айдар Файзрахманов и я, получилось забавно. Многие телевизионщики тогда отметили, что это был самый интересный и оригинальный номер. Ещё я на телевидении делал цикл детских программ. И в одной из передач есть кадры, как я пою «Улыбнись вновь».

- Где-то я видел информацию, что в татарском варианте программы «Спокойной ночи, малыши» в заставке звучит ваша песня. И что «Элли-бэлли-бэу» поёте именно вы.

- Совершенно верно. Я вообще люблю писать колыбельные. Действительно, несколько лет песня в программе шла в моем исполнении. И спустя какое-то время, когда люди узнавали, что это я, удивлялись.

Трио  «Зу-Ляй-Ля» потом взялись исполнять эту колыбельную. А когда на одной из новогодних вечеринок в филармонии в их же исполнении прозвучали «Любовные частушки», один из  известных башкирских певцов признался, что в его республике эту песню поют как народную…

- А со стороны радиослушателей была какая-то реакция на ваши песни, может быть, письма приходили в редакцию?

- По крайней мере, я об этом ничего не знаю. Но мне иногда кажется, что татарская публика тогда для такой музыки ещё не созрела. Это не привычная уху татарская музыка, её надо принять и полюбить. Может быть, сейчас как раз и настало это время, много же экспериментов в татарской культуре сегодня происходит. Мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь исполнил их по-новому, дал им второе дыхание. Отчасти движение в этом направлении есть. Кроме трио «Зу-Ляй-Ля» мои песни исполняли Идрис Газиев, Резеда Галимова, Адель Нуриахметов, Муса Маликов, Айдар Файхрахманов. В декабре несколько моих песен исполнила Алина Шарипжанова – на нашем рождественском концерте.

- А на русском языке вы не сочиняете?

- Практически нет. Был своего рода гимн к 30-летию ССМШ. Мне кажется, вполне удачный. Я его возродил, когда мы отмечали 50-летие школы. И вроде бы песня всем нравится, но активно её не используют. 

Вторая песня - на стихи Юнны Мориц - опять же колыбельная. Написал её на спор - не помню с кем. Прошло несколько лет.  А потом, когда у нас готовился концерт с Юлией Зиганшиной, поднял её, посмотрел и понял, что может получиться вполне симпатично и сделал её для неё с оркестром. 

- А сейчас пишите музыку для песен?

- Да, одна из последних работ - гимн для волейбольного клуба «Зенит». Там есть интересная линия в стиле барокко. В качестве автора стихов предложил им Альбину Абсалямову. Какая дальше будет судьба у этого гимна - не знаю. Эта песня мне уже не принадлежит. И перед новым годом неожиданно мне выделили грант на создание сочинения к 100-летию ТАССР. Я его закончил и до 1 мая должен сдать. Маме моё сочинение понравилось (смеётся).

- Где можно услышать ваше песенное творчество, где с ним можно познакомиться?

- Пока только на дисках, которые мы делали к моему 50-летию. Но сейчас у многих-то и носителей нет, куда можно было бы поставить компакт-диск. Поэтому мы решили активно выкладывать музыку в Интернет-пространство. И, надеюсь, скоро на многочисленных платформах можно будет услышать её и оценить.

Так что жду реакции творческих людей и просто слушателей на мои труды.  

Олеся Ткаченко



Все публикации

Ближайшие концерты

МУЗЫКА АНГЛИЙСКОГО БАРОККО
МУЗЫКА АНГЛИЙСКОГО БАРОККО

29 АПР
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА: финал
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА: финал

13 МАЯ
ЗАКРЫТИЕ XXXV КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА
ЗАКРЫТИЕ XXXV КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА

27 МАЯ
Хиты La Primaver’ы
Хиты La Primaver’ы 03 ОКТ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону +79003246021. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 - 17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

В городах Татарстана пройдут гала-концерты программы «Звёзды из Завтра»
09АПР
Музыканты оркестра La Primavera перечислят часть выручки в фонд помощи пострадавшим в теракте в Москве
25МАР
НА ФЕСТИВАЛЬ L’ARTE DEL ARCO ПРИЕДУТ СОЛИСТЫ ИЗ ИТАЛИИ И ВЕНГРИИ
13ФЕВ

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр