рус | eng
Казанский камерный оркестр
 

«Одно и то же произведение, исполненное разными солистами и оркестрами, никогда не будет одинаковым»

31.10.2019 | Портал "Вверх"
Накануне оркестр La Primavera под управлением Рустема Абязова стал частью большого всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – opus 30». Гостем программы стал настоящий виртуоз, скрипач Айлен Притчин. О том, почему работа с оркестром порой больше похожа на дружеский разговор, о магии числа «30 и тайнах вьетнамского имени – в материале корреспондента «Вверх»

«Не нужно много разговаривать, часто все бывает без слов»

На каждый свой юбилей музыкальное издание проводит всероссийский фестиваль, в котором обязательно должна быть своя «фишка». На этот раз ею стало магическое число «30». То есть, либо название произведения должно включать в себя число «30»,  либо предназначено для 30 музыкантов, либо написано в 30-летнем возрасте… В Казани все эти критерии в программе были соблюдены.

«Мы с удовольствием согласились на это интересное предложение, - говорит Рустем Абязов. - За год предложили свой вариант программы: у нас три произведения - с номером 30, и одно написано в 30 лет».

На самом деле и издание, и оркестр связывает долгая дружба. Журналу «Музыкальное обозрение» в этом году исполняется 30 лет, казанскому оркестру - столько же. Плюс ко всему главному редактору  издания Андрею Устинову столько же лет, сколько и Рустему Абязову.

«Примите нашу огромную благодарность за участие в юбилейных проектах газеты «Музыкальное обозрение» и проведение концерта, который Вы и оркестр посвятили 30-летию журнала и 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Мечислава Вайнберга, - отметил Устинов в своём поздравительном письме. - Все эти годы мы сотрудничаем и движемся по одной дистанции и в одном творческом направлении! Уверены, что и в будущем мы всегда будем вместе». 

Найти солиста под выбранную Абязовым программу было не так-то просто. В программу концерта вошли «Ночная музыка в Мадриде» Боккерини, премьера симфонии № 2 для струнного оркестра Вайнберга, Соната для скрипки, клавесина и струнного оркестра Шнитке, Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» для скрипки с оркестром Венявского

«Найти скрипача, который играет оба эти произведения одинаково ярко и здорово, очень непросто, - говорит дирижёр. - Это совершенно разная музыка».

И тогда выбор пал на 32-летнего Айлена Притчина, выпускника Московской консерватории, лауреата престижных международных конкурсов, в том числе и Петра Ильича Чайковского - одного из самых ярких российских скрипачей своего поколения. При этом взаимодействие виртуоза с казанским оркестром уже однажды было. Случилось это в Екатеринбурге, во время фестиваля «Безумные дни».

«Там была сложная программа, много виртуозных моментов, которые требуют определённой ловкости от оркестра. У нас была буквально получасовая репетиция, и уже во время неё стало понятно, что мы сыграемся, это было для меня очень приятно».

После этого у Абязова возникло желание пригласить Притчина в Казань на свой фестиваль, однако график музыканта не позволял этого сделать. И вот удалось осуществить это под «Музыкальное обозрение», отчего публика была просто в восторге.

«Когда встречаются настоящие профессионалы, всё проходит хорошо и быстро, - говорит Абязов. - В данном случае оркестр выступает в качестве аккомпаниатора, и он относится с пиететом к человеку в роли солиста. Конечно, и солист тоже должен быть в какой-то степени ансамблистом. То есть не играть только свою партию, а прислушиваться к своим коллегам–музыкантам».

«Мой оркестр всегда славился умением аккомпанировать и играть в ансамбле с солистом. Ведь можно по-разному трактовать одно и то же произведение, и задача на репетициях - прийти к общему знаменателю. Как правило, оркестр реагирует на солиста, и солист, видя, как играет оркестр, сам меняет звучание».

«Бывают, конечно, случаи, когда должны приехать совсем незнакомые музыканты. Тогда у нас появляются записи их выступления, которые изучаются. Но за время моей карьеры совсем шоковых ситуаций не возникало».

У Айлена Притчина тоже схожее мнение, как возникает эта химия между солистом и оркестром.

«Я думаю, это часть профессии любого музыканта. Конечно, в задаче дирижёра - умение установить контакт со всеми музыкантами и достичь максимального результата. Причём, это не всегда значит, что нужно много разговаривать, или что-то обсуждать. Часто так бывает, что всё происходит без слов. Это действительно важные моменты».

Бывают разные случаи, когда по каким-то причинам не находится взаимопонимание. И у коллектива, у тебя совершенно разные идеи, как должно звучать произведение, и никто не хочет идти на компромиссы. И это не значит, что перед тобой плохой коллектив или дирижёр».

«Это просто человеческие отношения, в которых, как и в жизни, нужно находить баланс и компромисс. По сути, одно и то же произведение, исполненное разными оркестрами и солистами, никогда не будет одинаковым. Это живой организм».

«Всегда происходит какой-то диалог. Когда вы встречаетесь с друзьями, вы тоже можете говорить на одну и ту же тему, при этом нет никакого сценария, каждый раз разговор может пойти в другую сторону. Так же и в музыке. Нужно друг к другу относиться с доверием и с профессионализмом». 

«Это была своеобразная премьера и для меня»

Сам Айлен оказался очень общительным человеком. Мы застали его в гримёрке перед самим концертом, и он был абсолютно спокоен - учил свою партию в концерте Стравинского. То есть, это никак не было связано с той программой, которую ему предстояло играть предстоящим вечером.

«У меня нет каких-то суеверных моментов, что я должен делать перед выходом на сцену», - говорит виртуоз. 

Необычное имя музыканту досталось от папы–вьетнамца. Один из его предков написал поэму и своим потомкам он завещал, чтобы каждый мальчик в роду получал имя, начинающееся с первого слога каждой строфы этой поэмы. И вот таким образом Притчину выпало «Ай».

Публика с большим удовольствием принимала виртуоза в Казани. Перед этим, правда, она была «разогрета» «Ночной музыкой в Мадриде» Боккерини и Симфонией №2 для струнного оркестра Вайнберга. Последнее произведение исполнялось в Казани впервые и вызвало настоящий восторг у зрителей. Маэстро Абязову пришлось даже прибегать к специальному жесту, чтобы снизить накал нестихающих аплодисментов.

По мнению Абязова, Альфред Шнитке - один из крупнейших композиторов XX века, открывший новые нотки в развитии не только советской и российской, но и мировой музыки. Он пробовал свои силы в самых разных музыкальных направлениях. Часто не простой для восприятия музыкальный язык композитора нередко отпугивает меломанов, стремящихся к благозвучию. Но в то же время, он способен и на пронзительные трогательные мелодии, вспомнить хотя бы его музыку к кинофильмам «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал» и многое другое.

«Мне интересно играть  Шнитке, - признался Айлен Притчин. – И не только потому, что он мне очень нравится, просто я никогда его не играл со струнным оркестром. Поэтому это была своеобразная премьера и для меня». 

Учитывая, что музыкальный сезон только начинается, Рустем Абязов обещает ещё много интересного.

8 ноября в рамках проекта «Tatar Stars с европейских сцен», куда приглашаются музыканты, так или иначе связанные с Татарстаном, в Казань приедет дирижёр Олег Решёткин, который сегодня является главным дирижёром Королевского симфонического оркестра Марокко. 24 ноября состоится юбилейный концерт к 30-летию оркестра La Primavera с участием друзей.  В Казань приедет номинант на премию «Грэмми» трио «Лойко»,  один из лучших виолончелистов в России и в мире Денис Шаповалов, с кем Абязов за 2 дня до юбилея на другой площадке сыграют трибьют  Pink Floyd, и многие другие. Завершит год рождественский концерт «Грёзы любви», где главным героем будет Алина Шарипжанова.

«Она очень талантливая и востребованная певица, но на мой взгляд, немного недооценённая. Алина умеет петь всё - от классики до джаза и рока, так что программа обещает быть очень разнообразной».

Олеся Ткаченко



Все публикации

Ближайшие концерты

МУЗЫКА АНГЛИЙСКОГО БАРОККО
МУЗЫКА АНГЛИЙСКОГО БАРОККО

29 АПР
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА: финал
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА: финал

13 МАЯ
ЗАКРЫТИЕ XXXV КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА
ЗАКРЫТИЕ XXXV КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА

27 МАЯ
Хиты La Primaver’ы
Хиты La Primaver’ы 03 ОКТ

Купить билет

Кассир

Билеты на наши концерты Вы можете заказать по телефону +79003246021. Билеты Вы также можете приобрести в кассе ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева, по адресу:

Казань, 420015, пл. Свободы,
+7(843) 292 - 17 - 17

Любой вопрос, касающийся покупки билетов, вам помогут решить наши администраторы

+7(843) 236-85-14

РАСПРОСТРАНИТЕЛИ

Для Вашего удобства по городу работают наши распространители


Новости

В городах Татарстана пройдут гала-концерты программы «Звёзды из Завтра»
09АПР
Музыканты оркестра La Primavera перечислят часть выручки в фонд помощи пострадавшим в теракте в Москве
25МАР
НА ФЕСТИВАЛЬ L’ARTE DEL ARCO ПРИЕДУТ СОЛИСТЫ ИЗ ИТАЛИИ И ВЕНГРИИ
13ФЕВ

Партнеры

 
 
Оркестр Афиша Купить билет Пресса Медиа Контакты
© 2016 Казанский камерный оркестр La Primavera
Сайт cделал Выдр